Склонности

Проблему изучения склонностей, как мотивационное образование, подробно осветил Е.П.Ильин в своей работе «Мотивация и мотивы». Автор обозначает специфические особенности склонности:

а) как побуждение к деятельности она всегда соответствует содержанию этой деятельности (она внутренне мотивирована своим содержанием, типом деятельности; например, при выборе вида спорта склонность к работе «взрывного» характера приводит к занятиям спортом, склонность к разнообразной деятельности – к занятиям спортивными играми и т.д.);

б) определяемая чаше всего стабильными типологическими особенностями свойств нервной системы (Е. П. Ильин, 1986), уровнем активированности мозга (Б. Р. Ка­дыров, 1990), она является устойчивым вектором выбора вида деятельности;

в) деятельность в соответствии со склонностью всегда личностно значима, занима­ет важное место среди ценностей человека, способствует формированию направ­ленности личности, определенного видения мира;

г) склонность при выборе адекватной ей деятельности перерастает в стойкий инте­рес. Как отмечает В. Н. Мясищев, склонность — это неустанное внимание к из­бранной деятельности, это неутолимая любовь к ней, это негаснущее увлечение;

д) при отсутствии деятельности, соответствующей склонности, у человека появля­ется скука и неудовлетворенность своими занятиями.

Р. Кеттелл различает общие склонности, кото­рые свойственны всем людям, подвергавшимся социальным воздействиям, и уни­кальные склонности, характеризующие определенную индивидуаль­ность. В последних, в свою очередь, он выделяет относительно уникальные, которых нет ни у кого другого.

Р. Кеттелл различает склонности и по признаку модальности. Если они направ­ляют человека на достижение определенной цели, то их он называет «динамически­ми склонностями», если они касаются эффективности, то — «склонностями-способ­ностями», если они связаны с энергичностью, эмоциональностью, то — «темпераментными склонностями».

Следует отметить, что не всякое положительное отношение к деятельности, к ее содержанию следует считать склонностью. Характерной особенностью склонности является то, что человек, как правило, не осознает ее истинных глубинных причин. Он не может в большинстве случаев объяснить, почему ему нравится именно эта деятельность, и называет чисто внешние признаки, базирующиеся на содержатель­ной характеристике выбираемого вида активности (например, называет вид спорта, которым xoчет заниматься, не объясняя почему («просто нравится»). Положи­тельное же отношение к деятельности может быть обусловлено и другими фактора­ми: заработной платой, режимом труда, близостью места-работы к месту проживания, ее содержанием и т. д.

Важность распознавания склонности связана с тем, что спутником истинной и ярко выраженной склонности к какой-то деятельности часто является способность к этой же деятельности. А отсюда не так далеко и до определения призвания чело­века.

Таким образом, педагог изобразительного искусства может учитывать в своей работе склонности ребенка, как базовую особенность в художественно-эстетическом развитии учащегося. Наблюдая за ребенком, за его пока еще неосознанным интересом к изобразительной деятельности, к культурной и эстетической информации, учитель может формировать стойкий интерес к данной области знаний. Тем самым, он будет способствовать личностному росту, самовыражению, самореализации ребенка в учебной и других сферах. Неоспоримо важно, чтобы каждый человек нашел себя в этой жизни, и чем раньше это произойдет, тем лучше.

Статьи по теме:

Отношение общества к детям со множественными нарушениями развития
Сегодня, на рубеже двух веков, когда Россия находится на новом этапе своего развития, назрела необходимость использовать потенциал всех социальных групп населения, в том числе и людей с множественными нарушениями развития Но недостаточная информированность порождает у части общества искаженное пред ...

Пути формирования мотивации
Первый путь — его называют иногда путем «сверху вниз» — состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения. На это направлена вся система нравственного воспитания в обществе, в школе. Здесь школьник усваивает «знаемые» мотивы как те эталоны, по которым он сверяет ...

Материально-техническая подготовка к изучению темы
Формирование умений и навыков учащихся происходит прежде всего в процессе их учебно-производственного труда, связанного с использованием сырья и материалов, оборудования, инструментов, приспособлений, приборов и орудий труда. Все это составляет материально-технические средства производственного обу ...

Категории