Волшебная сказка в своих морфологических основах представляет собою миф, основанный на образах.
Юнг пишет: "Образ есть психическое. Каждый психологический процесс есть образ и "создание образов" . Поэтому эти образы столь же реальны, как и вы сами". образ характеризуется спонтанностью и первичностью, это исходный факт, и поэтому в нем непосредственно проявляется сама душа. При рассмотрении вымыслов мы наблюдаем проявление нашей психической энергии и принимаем в них участие. Юнг отмечает, что эти образы составляют содержание нашей души, и поэтому они единственные данные, получившие непосредственное представление. Все остальное - мир, другие лица, наши тела - передается сознанию опосредованно уже с помощью образа, - поэтического, полученного по наследству фактора. Эти образы архетипической фантазии оказывают воздействие на все, что бы мы ни говорили о мире, других лицах и телах. В наших восприятиях, чувствах, мыслях и поступках неизменно присутствуют боги, демоны и герои. Эти вымышленные личности определяют, как мы видим, чувствуем и поступаем; воображение структурирует все существование.
Как утверждал Юнг, "психическое каждый день создает реальность. Единственное слово, которое я могу использовать для обозначения подобной деятельности, - это фантазия . Поэтому слово фантазия наиболее ясно выражает специфическую деятельность психического" .
Существует много теорий, рассматривающих динамику творческого процесса игры и воображения у детей. Но прежде чем приступить к их рассмотрению, необходимо указать четыре основные формы, которые связывают деятельность воображения с действительностью.
1. Всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и. содержащихся в прежнем опыте человека. Научный анализ самых отдаленных от действительности и самых фантастических построений, например, мифов, сказок, легенд, снов и т. п., убеждает нас в том, что самые фантастические создания представляют собой не что иное, как новую комбинацию таких элементов, которые были почерпнуты, в конечном счете, из действительности и подверглись искажающей или перерабатывающей деятельности нашего воображения. Избушка на курьих ножках существует, конечно, только в сказке, но элементы, из которых построен этот сказочный образ, взяты из реального опыта человека, и только их комбинация носит след сказочного, то есть не отвечающего действительности, построения. Таким образом, воображение всегда строит из материалов, данных действительностью.
2. Воображение является необходимым условием почти всякой умственной деятельности человека, выполняет важную функцию в поведении и развитии человека, становится средством расширения опыта человека.
3. Эмоциональная связь, которая проявляется двояко:
А. Всякая эмоция, всякое чувство стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Эмоция обладает, таким образом, как бы способностью подбирать впечатления, мысли и образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минуту. Образы фантазии служат внутренним выражением для наших чувств. Горе и траур человек знаменует черным цветом, восстание - красным, спокойствие -голубым. Образы фантазии и дают внутренний язык для нашего чувства. Это чувство подбирает отдельные элементы действительности и комбинирует их в такую связь, которая обусловлена изнутри нашим настроением.
Статьи по теме:
Образовательные учреждения, созданные Петром I, их структура
и программы
В этих строках выражена самая суть характера Петра 1 – царя-реформатора. Еще с детства Петр отличался любознательностью, и поражал всех живостью и непоседливостью. Образование Петр ставил во главу всех реформ. В Москве одна за другой открывались школы – навигацкая, инженерная, артиллерийская, медиц ...
Основы изучения имени прилагательного в начальной школе
Лингвистические основы изучения имени прилагательного В многочисленных трудах по морфологии русского языка наблюдаются различия в трактовке имени прилагательного как части речи. Авторы “Русской грамматики” дают такое определение: “Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая непроцессуальный п ...
Нравственные заветы Древней Руси
Данным вопросом занимались следующие ученые: Модзалевский Л. Н., Лещинский В. И. , Заварзина Л. Э., Смирнов В.И., Ярхо В., Лихачев Д.С. и др. По их мнению литература Древней Руси, да и вообще древнерусское искусство, оставило потомкам непревзойденные образцы нравственности, беззаветной преданности, ...