Сказкотерапия как часть воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста

Теория образования » Сказкотерапия как часть воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста » Сказкотерапия как часть воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста

Страница 1

Данный тренинг рассчитан на детей от 6 до 10 лет. Тренинг проводится в группе из 10-20 детей примерно одного возраста, желательно, чтобы это был коллектив (школьный класс или детсадовская группа).

Цель тренинга заключается в развитии творческих способностей, фантазии детей, реконструкции полноценных контактов детей друг с другом, развитию способности к нравственной критике, посредством сказкотерапии.

Тренинг проводится в просторном помещении с наличием свободных зон для физических игр. Все дети должны быть обеспечены карандашами и бумагой. Время, затраченное на проведение одного занятия, не должно превышать 45 минут. Если же время превышает этот лимит, рекомендуется делать паузы с разминкой.

Здание №1.Упражнение на сплочение группы.

Как правило, упражнения на сплочение аудитории направлены на двигательную активность. Выполняя такие упражнения, дети активизируются, появляется общее настроение, положительные эмоции, готовность к последующим совместным действиям.

В качестве такого упражнения можно использовать такую игру: Дети становятся в широкий круг, затем воспитатель раздаёт всем карточки, на которых написаны имена героев известных сказок, одно имя он оставляет для себя. Каждый участник тренинга должен назваться своим сказочным именем. Ведущий берёт мяч и кидает в круг, называя имя героя сказки. Поймать или подобрать его должен тот, кто назвался этим именем. Тот, кто пропустит мяч, и его подберёт другой участник, становится ведущим.

Задание №2. Упражнение с использованием детского фольклора.

Все дети делятся на две команды. Команды выбирают себе название. Затем воспитатель предлагает им конкурс считалок. Очко получает та команда, которая знает считалок больше. Можно также предложить детям традиционный конкурс с отгадыванием загадок.

Задание №3. Угадай сказку.

Для этого упражнения понадобятся карандаши, бумага и ножницы. Вначале командам раздаются наборы карточек с условным изображением сказки. Участники должны угадать, что это за сказка и расположить карточки в правильном порядке в соответствии с сюжетом сказки. Например, «Сказку о Царе Салтане…» А.С. Пушкина можно нарисовать следующим образом: 1карточка: Изображается окно и ухо; 2- два обручальных кольца и корона; 3- зверушка в пелёнках; 4-бочка; 5- остров; 6- лебедь и т.д. Команда, которая первая угадает свою сказку получает очко.

Затем каждой команде предлагается нарисовать по одной сказке на карточках, а потом поменяться карточками и попробовать эти сказки угадать.

Это упражнение стимулирует обращение к сказкам, к оригиналу. Оно развивает критический взгляд на композицию произведения, позволяет вспомнить и по новому взглянуть на ранее прочитанные сказки, развивает творческие способности, а также способствует нормальному психологическому климату в коллективе, учит ребят совместной деятельности.

Задание №4.Обсуждение в группе.

Детям читают заранее подобранную сказку, затем воспитатель задаёт вопросы. Дети предупреждаются о том, что самая активная команда будет поощряться дополнительным очком. Примерные вопросы:

· О чём эта сказка?

· Кто в ней поступает правильно, а кто нет и почему?

· Кто из героев сказки вам понравился, а кто нет и почему?

· Как бы вы поступили на месте героя?

· Какой урок можно извлечь из этой истории? и т.п.

Поощряются дискуссии во время обсуждения.

Это упражнение является ключевым, наиболее важным в программе тренинга. Следует помнить, что ответы детей в группе могут существенно отличаться от их реального мнения. В таком случае данный коллектив подавляет личность ребёнка. Следует обращать внимание на реакцию детей на ответы и по возможности пресекать насмешки и т.п. Главное правило в группе – неправильных ответов нет. Сказки следует подбирать с ярко выраженной моральной составляющей. Например, сказка "Роза и ромашка":

В маленьком городе без названия был крошечный садик, в котором росла прекрасная алая роза. Неподалеку от розы росла бедная беззащитная ромашка. Она только что распустилась, ее еще не окрепшие лепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество разнообразных полевых цветов. Но ее ничего не радовало. В ее крошечной желтенькой головке была большая мечта - стать прекрасным, необычным цветком. Ромашка с восхищением смотрела на ухоженную розу. Когда была засуха, хозяин поливал свой цветок, когда шли обильные дожди, розу накрывали, и ни одна грозная капля не попадала на бархатные лепестки нежного цветка. "Как же ей хорошо,- думала ромашка.- Оказаться бы мне на ее месте",- не переставал мечтать маленький желтенький цветок с длинными лепесточками, похожими на крылышки бабочек.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Требования к организации музыкально-театрализованной деятельности
Правильная организация музыкально-театрализованной деятельности с детьми с ДЦП способствует выбору основных направлений, форм и методов работы с детьми, рациональному использованию кадрового потенциала. Обязанностями педагога-дефектолога являются: - создавать условия для развития творческой активно ...

Роль педагога и родителей в обучении ребенка спортивным упражнениям
Педагогу по ФИЗО необходимо побудить к совместным занятиям физическими упражнениями родителей с ребенком, являющимися источником радости обогащения и оздоровления семейной жизни. Для этого нужно решить несколько задач: 1. Объяснить родителям о необходимости заботиться о правильном развитии у ребенк ...

Развитие графо-картографических умений и навыков
Проведенные исследования позволили выявить, что многие люди испытывают серьезные затруднения, сталкиваясь с задачами о географическом пространстве и пространственных взаимоотношениях, поскольку эти взаимоотношения представляются им раз и навсегда заданными и незыблемыми. Географическое образование, ...

Категории