Связь логического и образного мышления и обучения

Теория образования » Инновации в образовании » Связь логического и образного мышления и обучения

Страница 1

Автор исходит из того, что естественный язык является базой, на которой строятся научные языки. Естественнонаучные языки, то есть естественные языки, обогащенные научной терминологией, составляют основной массив научного языка. Поэтому такие фундаментальные характеристики естественного языка, как открытость, конвенциональность и полисемантичность, которые обеспечивают его познавательную и коммуникативную функции, с необходимостью переносится на естественнонаучные языки, где также обеспечивают эти функции. Полисемантичность реализуется через метафорические выражения, а конвенциональность в научном мире - через семантические конвенции. Конвенциональность языка является необходимым условием для построения формальных языков и теорий. Более того, конвенция является клеточной для формализации, так как с помощью нее можно установить жесткую одно - однозначную связь знака и значения, придать целостность и дискретность языковым образованием. Конвенциональность языка, как семиотической системы не означает логической банальности, которая выражает нашу свободу выбора референтов для слова " .", - свободу, которую мы можем использовать в отношении любого лингвистического символа, который еще не оформился семантически. Очевидно, что значение, которое человек - придает тому или иному символу языка, во многом определяется принятой конвенцией.

Однако, в терминах естественного языка конвенциональный их характер несколько скрыт обезличенностью соглашений. В научном же языке этот характер выступает более явно. Понятия научного языка вводятся соответствующими определениями. Именно эти определения принятые как некоторые соглашения, и составляют содержание понятий.

Существуют ли какие-либо логические или объективные ограничения на семантические конвенции по отношению к терминам языка? Автор считает, что если мы оперируем изолированными терминами, то в этом случае никаких ограничений нет. Под любым термином мы можем понимать все, что угодно. Ограничения появляются тогда, когда место изолированных терминов занимают предложения, относительно которых можно говорить об истинности или ложности. Эта истинность или ложность будет уже зависеть и от значения терминов, и от объективного положения дел.

Спор в словах, "номинальные дефиниции", "терминологические конвенции" сами по себе не выражают гносеологические проблематики. Создание и интерпретация теоретических конструктов, моделей, аксиом, абстракций и идеализации, гносеологическая природа понятий - вот круг вопросов, которые определяют гносеологический статус проблемы условных соглашений в науке, в том числе и семантических конвенций.

По сравнению с прошлым веком в современных научных текстах наблюдается количественное расширение словаря метафор и повышение частоты их употребления. При этом, зачастую, метафора трактуется как абсолютная противоположность семантической конвенции. Рассматривая взаимоотношение семантической конвенции и метафоры, автор показывает их диалектическую взаимосвязь и, в частности, наличие в метафоре конвенционального компонента.

По мнению автора, специфичность метафоры, метафорического словоупотребления состоит в полисемантичности, в обращении к чувственной наглядности, потенциальной связи с описанием иконического знака. И в этом плане она является противоположностью семантических конвенций как жестоких моносемантичных образований в своей логической завершенности. Одна из особенностей метафоры заключается в том, что для восприятия партнером по коммуникации и функционирования в языке она должна приобрести конвенциональный статус - за ней должен быть интерсубъективно закреплен определенный континуум значений. И только после этого метафора приобретает объективный характер. В процессе коммуникации или познавательного акта ученые могут пользоваться любым значением из данного континуума.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Лица с ограниченными возможностями в науке
Константин Эдуардович Циолковский родился 5 (17) сентября 1857 в селе Ижевское под Рязанью. Начальным образованием Кости и его братьев занималась мама. Именно она научила Константина читать и писать, познакомила с началами арифметики. Читать Костя выучился по «Сказкам» А. Н. Афанасьева, причём мать ...

Экспериментальная проверка предложенной методики работы по овладению иностранным языком с использованием игровых приемов
Опытная проверка предложенной методики проводилась в период с 2006 по 2007 год в городе Казани. Процесс обучения проходил в группе из четырех человек в возрасте 6-7 лет. Основным элементом обучения ИЯ являлось взаимодействие, взаимная связь собеседников. Известно, что оно является центральным момен ...

Содержание опытно-экспериментального исследования
Эксперимент – центральный эмпирический метод научного исследования, получивший широкое распространение в педагогике и педагогической психологии. Для эксперимента характерно активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими ...

Категории