Большое значение в стимулировании активности ребенка имеет операция «внесение мотива». Если ребенку вместе с целью деятельности и описанием того идеального результата, который должен получиться в итоге, объясняется, ради чего, ради кого совершается эта деятельность, то его внимание смещается с цели на мотив и, выполняя задание или просьбу, он думает о людях, которым необходима его помощь.
Заключительная оценка также имеет большое значение для ощущения школьником своего успеха. Содержательно она должна относиться не к результату в целом (хотя оценка тоже высказывается), а к каким-то отдельным деталям полученного результата, своим эмоциональным переживаниям в связи с увиденным.
Эффективность ситуации успеха в учебной деятельности проверяется не только наличием активного отношения к учебе, но и умением школьника создавать себе условия для успешной деятельности. Формирование устойчивой потребности в самообразовании (характерной для старшего школьного возраста) – еще одна из позитивных особенностей ситуации успеха.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать следующие выводы:
1. В психологии понятия «успех» и «ситуация успеха» определяются:
как фактор, вызывающий особое эмоциональное состояние, связанное с переживанием радости, обусловленной достижением желаемого результата;
как мотив, то есть порождаемое особым эмоциональным состоянием внутреннее побуждение, вызывающее активность личности;
как стимул, рассматриваемый в психологическом контексте как внешнее побуждение, преобразующееся во внутреннюю побудительную причину деятельности и поведения.
2. В педагогике категории «успех» и «ситуация успеха» детерминируются как:
успех – планируемые педагогом и обучающимся перспективные результаты или цели деятельности;
успех – стимул, рассматриваемый с позиций педагогики как средство достижения желаемых целей (успех окрыляет и побуждает к достижению более высоких результатов и целей);
ситуация успеха – совокупность условий, обеспечивающих достижение желаемых результатов и целей.
3. Ситуация успеха, реализуясь в эмоционально-комфортном состоянии радости, связанной с достижением желаемой цели, стимулирует желание ученика включиться в учебный процесс, принять в нем активное и инициативное участие; становится устойчивым мотивом учебно-познавательной деятельности; организует условия для такого участия и влияет на формирование осознанного отношения к результатам учебного труда.
4. Ситуация успеха в образовательном процессе обеспечивается сочетанием следующих факторов и условий:
личностью ученика, его способностями и возможностями, мотивацией деятельности, психоэмоциональным и нравственным самочувствием;
личностью учителя, его профессиональной компетентностью, умением сформировать у ученика мотивацию учебного труда, возбудить стремление к успеху, к достижению все более высоких результатов;
педагогически целесообразным отбором содержания образования;
рациональным выбором форм, способов и средств организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
использованием эффективных методов стимулирования учебно-познавательной активности учащихся;
созданием благоприятного нравственно-психологического климата в ученическом коллективе и утверждением доброжелательного стиля межличностных отношений в системе «учитель – ученик».
5. Ситуация успеха только тогда становится действенным средством активизации познавательной деятельности, когда она:
реализуется на всех этапах образовательного процесса;
реализуется в готовности ученика на каждом новом этапе решать все более усложняющиеся учебные задачи;
реализуется с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Статьи по теме:
Методы и приемы развития фонематических процессов
Определение степени тяжести фонематического недоразвития очень важно для правильной диагностики речевого дефекта, а значит - для определения направления коррекционной работы, правильного планирования, её интенсивности. Основополагающими документами, используемыми в данной работе, являются: Программ ...
Андреа Бочели
Итальянский оперный певец Андреа Бочелли родился в 1958 году в Ладжатико в провинции Тоскана. Несмотря на слепоту, он стал одним из наиболее запоминающихся голосов современный оперы и поп-музыки. Бочелли одинаково хорошо удается и исполнение классического репертуара, и поп-баллад. Он записал дуэты ...
Технология саморазвития
Монтессори Мария (1870-1952) - итальянский педагог, реализовала идеи свободного воспитания и раннего развития в детском саду и начальной школе. Технология саморазвития была создана как альтернатива муштре и догматизму в обучении, распространенным в конце XIX века. М. Монтессори восприняла ребенка к ...