Большое значение в стимулировании активности ребенка имеет операция «внесение мотива». Если ребенку вместе с целью деятельности и описанием того идеального результата, который должен получиться в итоге, объясняется, ради чего, ради кого совершается эта деятельность, то его внимание смещается с цели на мотив и, выполняя задание или просьбу, он думает о людях, которым необходима его помощь.
Заключительная оценка также имеет большое значение для ощущения школьником своего успеха. Содержательно она должна относиться не к результату в целом (хотя оценка тоже высказывается), а к каким-то отдельным деталям полученного результата, своим эмоциональным переживаниям в связи с увиденным.
Эффективность ситуации успеха в учебной деятельности проверяется не только наличием активного отношения к учебе, но и умением школьника создавать себе условия для успешной деятельности. Формирование устойчивой потребности в самообразовании (характерной для старшего школьного возраста) – еще одна из позитивных особенностей ситуации успеха.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать следующие выводы:
1. В психологии понятия «успех» и «ситуация успеха» определяются:
как фактор, вызывающий особое эмоциональное состояние, связанное с переживанием радости, обусловленной достижением желаемого результата;
как мотив, то есть порождаемое особым эмоциональным состоянием внутреннее побуждение, вызывающее активность личности;
как стимул, рассматриваемый в психологическом контексте как внешнее побуждение, преобразующееся во внутреннюю побудительную причину деятельности и поведения.
2. В педагогике категории «успех» и «ситуация успеха» детерминируются как:
успех – планируемые педагогом и обучающимся перспективные результаты или цели деятельности;
успех – стимул, рассматриваемый с позиций педагогики как средство достижения желаемых целей (успех окрыляет и побуждает к достижению более высоких результатов и целей);
ситуация успеха – совокупность условий, обеспечивающих достижение желаемых результатов и целей.
3. Ситуация успеха, реализуясь в эмоционально-комфортном состоянии радости, связанной с достижением желаемой цели, стимулирует желание ученика включиться в учебный процесс, принять в нем активное и инициативное участие; становится устойчивым мотивом учебно-познавательной деятельности; организует условия для такого участия и влияет на формирование осознанного отношения к результатам учебного труда.
4. Ситуация успеха в образовательном процессе обеспечивается сочетанием следующих факторов и условий:
личностью ученика, его способностями и возможностями, мотивацией деятельности, психоэмоциональным и нравственным самочувствием;
личностью учителя, его профессиональной компетентностью, умением сформировать у ученика мотивацию учебного труда, возбудить стремление к успеху, к достижению все более высоких результатов;
педагогически целесообразным отбором содержания образования;
рациональным выбором форм, способов и средств организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
использованием эффективных методов стимулирования учебно-познавательной активности учащихся;
созданием благоприятного нравственно-психологического климата в ученическом коллективе и утверждением доброжелательного стиля межличностных отношений в системе «учитель – ученик».
5. Ситуация успеха только тогда становится действенным средством активизации познавательной деятельности, когда она:
реализуется на всех этапах образовательного процесса;
реализуется в готовности ученика на каждом новом этапе решать все более усложняющиеся учебные задачи;
реализуется с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Статьи по теме:
Методы самовоспитания личности
В основе самовоспитания лежит принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить, определение тех черт и качеств, которые он предполагает выработать у себя. Если подобная «мысленная программа» формируется, она побуждает личность к практическ ...
Дословное цитирование заключается в кавычки
Если цитата начинается не с самого начала либо имеет пропуски цитируемого текста, то эти пропуски заполняются многоточием. Если цитата обрывается ранее конца цитируемого предложения, то она завершается многоточием; если цитируется предложение целиком, то перед закрытием кавычек «точка» не ставится. ...
Общение
Структура общения. К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в о ...