Ситуация успеха

Страница 2

Большое значение в стимулировании активности ребенка имеет операция «внесение мотива». Если ребенку вместе с целью деятельности и описанием того идеального результата, который должен получиться в итоге, объясняется, ради чего, ради кого совершается эта деятельность, то его внимание смещается с цели на мотив и, выполняя задание или просьбу, он думает о людях, которым необходима его помощь.

Заключительная оценка также имеет большое значение для ощущения школьником своего успеха. Содержательно она должна относиться не к результату в целом (хотя оценка тоже высказывается), а к каким-то отдельным деталям полученного результата, своим эмоциональным переживаниям в связи с увиденным.

Эффективность ситуации успеха в учебной деятельности проверяется не только наличием активного отношения к учебе, но и умением школьника создавать себе условия для успешной деятельности. Формирование устойчивой потребности в самообразовании (характерной для старшего школьного возраста) – еще одна из позитивных особенностей ситуации успеха.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать следующие выводы:

1. В психологии понятия «успех» и «ситуация успеха» определяются:

как фактор, вызывающий особое эмоциональное состояние, связанное с переживанием радости, обусловленной достижением желаемого результата;

как мотив, то есть порождаемое особым эмоциональным состоянием внутреннее побуждение, вызывающее активность личности;

как стимул, рассматриваемый в психологическом контексте как внешнее побуждение, преобразующееся во внутреннюю побудительную причину деятельности и поведения.

2. В педагогике категории «успех» и «ситуация успеха» детерминируются как:

успех – планируемые педагогом и обучающимся перспективные результаты или цели деятельности;

успех – стимул, рассматриваемый с позиций педагогики как средство достижения желаемых целей (успех окрыляет и побуждает к достижению более высоких результатов и целей);

ситуация успеха – совокупность условий, обеспечивающих достижение желаемых результатов и целей.

3. Ситуация успеха, реализуясь в эмоционально-комфортном состоянии радости, связанной с достижением желаемой цели, стимулирует желание ученика включиться в учебный процесс, принять в нем активное и инициативное участие; становится устойчивым мотивом учебно-познавательной деятельности; организует условия для такого участия и влияет на формирование осознанного отношения к результатам учебного труда.

4. Ситуация успеха в образовательном процессе обеспечивается сочетанием следующих факторов и условий:

личностью ученика, его способностями и возможностями, мотивацией деятельности, психоэмоциональным и нравственным самочувствием;

личностью учителя, его профессиональной компетентностью, умением сформировать у ученика мотивацию учебного труда, возбудить стремление к успеху, к достижению все более высоких результатов;

педагогически целесообразным отбором содержания образования;

рациональным выбором форм, способов и средств организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

использованием эффективных методов стимулирования учебно-познавательной активности учащихся;

созданием благоприятного нравственно-психологического климата в ученическом коллективе и утверждением доброжелательного стиля межличностных отношений в системе «учитель – ученик».

5. Ситуация успеха только тогда становится действенным средством активизации познавательной деятельности, когда она:

реализуется на всех этапах образовательного процесса;

реализуется в готовности ученика на каждом новом этапе решать все более усложняющиеся учебные задачи;

реализуется с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Констатирующий этап экспериментальной работы по выявлению уровня развития творческого мышления третьеклассников
Цель: Определение исходного уровня развития творческого мышления и его черт у учащихся 3А и 3Б классов. Задачи этапа: ü отобрать и провести диагностики по выявлению уровня развития творческого мышления и отдельных его черт у учащихся 3А и 3Б классов; ü проанализировать полученные результа ...

Процедура герменевтической интерпретации педагогического знания
Разработанная нами на основе философских и общенаучных подходов процедура герменевтической интерпретации педагогического знания представляет собой интегративное образование, объединяющее в себе характеристики объяснения и понимания, представленные в таблице 2: Таблица. Аспекты интерпретации Характе ...

Формы духовного постижения человека и действительности
В педагогической деятельности целесообразно выделение двух планов: рационально-логического и образно-эмоционального, субъективного. Каждый из этих аспектов имеет специфическое значение в педагогической деятельности. Очень важная роль в изучении закономерностей развития и обучения личности принадлеж ...

Категории