Создание ситуации успеха в учебной деятельности

Теория образования » Создание ситуации успеха в учебной деятельности

Для развития человека необходимо наличие постоянной системы стимулирующих и направляющих подкреплений, в роли которых особенно эффективно выступает успех. Именно успех придает силы, веру и возможность преодоления любых препятствий, создает основу для формирования адекватной самооценки, без которой становление здоровой психики невозможно. Доказано, что в основе активного творческого самочувствия любого человека лежит вера в собственные силы. Утверждение этой веры невозможно без приобретения опыта достижения и переживания успеха.

«Успех – споринá в деле, в работе; удача, удачное старанье, достиженье желаемого» – такую дефиницию понятия предлагает В. И. Даль, определяя при этом слово «споринá» как успех, удачу, выгоду, прибыль, прок, рост.

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова «успех» истолковывается как «удача в достижении чего-нибудь», «общественное признание», «хорошие результаты в работе, учебе».

Стремление к успеху – уровень мотивации, который можно определить большим желанием ребенка выполнить какой-либо вид деятельности. Противоположный вариант настроя проявляется на уроке в молчаливом и бездумном сидении школьника. («Я вам не мешаю, и вы меня не трогайте»).

Таким образом, уже лексическое значение понятия успех дает представление о значении педагогическом.

На современном этапе развития общества ориентация на успех должна выступать в качестве необходимого условия построения любой эффективной педагогической системы. «Успех в учении, – писал еще В. А. Сухомлинский, – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, в безжизненную мумию, если нет детского желания учиться. Оно приходит только вместе с успехом в учении. Получается как будто парадокс: для того чтобы ребенок успевал, надо чтобы он не отставал. Но это не парадокс, а диалектическое единство процесса умственного труда».

Между тем известно, что важнейшим условием достижения результата в учебно-познавательной (как впрочем, и в любой иной) деятельности является активная личностная позиция человека. А. С. Белкин справедливо отмечает: «Можно смело утверждать, что в тот день, когда ребенок впервые скажет себе пушкинское «Ай да я, молодец!» – свершится самый нужный педагогический акт, в котором творец – ребенок, вдохновитель и организатор – Учитель.

Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя».

С учетом этих положений очевидна необходимость строить образовательную практику, делая ставку на обеспечение ситуации успеха у каждого учащегося; создавая цикл разнообразных дел, в которых ученик может реализовать свой потенциал, свои лучшие качества; проектируя недостающие зоны; организуя педагогическое сопровождение развития; подготавливая учеников к роли своих коллег, проектирующих ситуации успеха для других, что является весьма актуальным.

Статьи по теме:

Особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций
В Законе РФ «Об образовании» дополнительное образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и иной информационно-образовательной деятельности за пределами основных образователь ...

Характеристика выборки и методов исследования
Изучение двигательной памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи было проведено в октябре 2011 года на базе дошкольного учреждения № 201 г. Минска. На первом этапе исследования была проведена диагностика, основной целью которой явилось изучение двигате ...

Экспериментальная проверка предложенной методики работы по овладению иностранным языком с использованием игровых приемов
Опытная проверка предложенной методики проводилась в период с 2006 по 2007 год в городе Казани. Процесс обучения проходил в группе из четырех человек в возрасте 6-7 лет. Основным элементом обучения ИЯ являлось взаимодействие, взаимная связь собеседников. Известно, что оно является центральным момен ...

Категории