Для развития человека необходимо наличие постоянной системы стимулирующих и направляющих подкреплений, в роли которых особенно эффективно выступает успех. Именно успех придает силы, веру и возможность преодоления любых препятствий, создает основу для формирования адекватной самооценки, без которой становление здоровой психики невозможно. Доказано, что в основе активного творческого самочувствия любого человека лежит вера в собственные силы. Утверждение этой веры невозможно без приобретения опыта достижения и переживания успеха.
«Успех – споринá в деле, в работе; удача, удачное старанье, достиженье желаемого» – такую дефиницию понятия предлагает В. И. Даль, определяя при этом слово «споринá» как успех, удачу, выгоду, прибыль, прок, рост.
В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова «успех» истолковывается как «удача в достижении чего-нибудь», «общественное признание», «хорошие результаты в работе, учебе».
Стремление к успеху – уровень мотивации, который можно определить большим желанием ребенка выполнить какой-либо вид деятельности. Противоположный вариант настроя проявляется на уроке в молчаливом и бездумном сидении школьника. («Я вам не мешаю, и вы меня не трогайте»).
Таким образом, уже лексическое значение понятия успех дает представление о значении педагогическом.
На современном этапе развития общества ориентация на успех должна выступать в качестве необходимого условия построения любой эффективной педагогической системы. «Успех в учении, – писал еще В. А. Сухомлинский, – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, в безжизненную мумию, если нет детского желания учиться. Оно приходит только вместе с успехом в учении. Получается как будто парадокс: для того чтобы ребенок успевал, надо чтобы он не отставал. Но это не парадокс, а диалектическое единство процесса умственного труда».
Между тем известно, что важнейшим условием достижения результата в учебно-познавательной (как впрочем, и в любой иной) деятельности является активная личностная позиция человека. А. С. Белкин справедливо отмечает: «Можно смело утверждать, что в тот день, когда ребенок впервые скажет себе пушкинское «Ай да я, молодец!» – свершится самый нужный педагогический акт, в котором творец – ребенок, вдохновитель и организатор – Учитель.
Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя».
С учетом этих положений очевидна необходимость строить образовательную практику, делая ставку на обеспечение ситуации успеха у каждого учащегося; создавая цикл разнообразных дел, в которых ученик может реализовать свой потенциал, свои лучшие качества; проектируя недостающие зоны; организуя педагогическое сопровождение развития; подготавливая учеников к роли своих коллег, проектирующих ситуации успеха для других, что является весьма актуальным.
Статьи по теме:
Роль сказки в воспитании детей
Многолетняя привычка к логическому мышлению уводит взрослого из мира символов. Это - главная причина в различии восприятия народных сказок взрослым и ребенком. Кроме того, взрослый за свою жизнь создал много своих индивидуальных символов, и они чаще встречаются в его бессознательном языке, чем симв ...
Ответственность за составление и оценку эффективности программы
Некоторые учителя считают, что им должна быть предоставлена полная свобода в разработке учебных курсов, так как они лучше других представляют себе потребности учащихся. Иными словами, они разделяют идею составления программ силами самой школы. Несомненно, есть учителя, способные подготовить неплохи ...
Соотношение педагогической науки и педагогической практики в
социальном пространстве
Сегодня уже никто не подвергает сомнению научный статус педагогики. Спор перешел в плоскость соотношения науки и педагогической практики. Слишком неоднозначными оказываются реальные достижения воспитателей: в одном случае они обусловлены глубокими знаниями и умелым применением педагогической теории ...