Обзор литературы по актуальности проблемы потенциала успеха и ситуации успеха

Теория образования » Создание ситуации успеха в учебной деятельности » Обзор литературы по актуальности проблемы потенциала успеха и ситуации успеха

Страница 1

В процессе анализа психологической литературы и периодики обнаружили, что, несмотря на признание актуальности проблемы использования психолого-педагогического потенциала успеха и ситуации успеха, специальных научных исследований в этой сфере практически не проводилось. Исключение составляют косвенно затрагивающие проблему успеха в обучении монографии Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, научные публикации Н.Л.Белопольской, Ф.И.Иващенко и ряда других авторов.

В целом достаточно полно раскрыть психологические свойства успеха можно на основе анализа его функций, то есть, рассматривая успех, во-первых, как эмоциональное состояние, во-вторых, как мотив и, в-третьих, как стимул деятельности. Именно в такой логике мы и осуществим попытку проанализировать психологическую природу и функции успеха.

Характеризуя успех как эмоциональное состояние и роль эмоций в процессе познавательной деятельности, прежде всего, отметим, что вопросы реализации педагогического потенциала эмоций в учебно-познавательной деятельности нашли отражение в трудах многих отечественных психологов: в монографиях И.А.Васильева, В.Л.Поплужного, О.К.Тихомирова, Ф.Е.Василюк, В.К.Вилюнас, Л.Я.Гозман и др., в диссертационных исследованиях О.В.Дашкович, О.С.Копиной и др., статьях А.А.Каэлас, А.Я.Чебыкина, Е.Л.Яковлевой и др. Но и в этих работах, к сожалению, не рассматривается прямо значение эмоций, которые испытывает человек, стремящийся к успеху и его достигший.

Наиболее точно взаимосвязь эмоций и процесса познания определена В.К.Вилюнасом. «Направляя эмоции на причины, сигналы и т. д. значимых событий – отмечает В.К.Вилюнас – процессы познания тем самым определяют и свою судьбу, впоследствии сами направляясь эмоциями на эти причины и т.д. для лучшего ознакомления с ними и выяснения оптимального способа поведения. Только таким взаимодополняющим влиянием сфер интеллекта и аффекта, отвечающих соответственно за отражение объективных условий деятельности и субъективной значимости этих условий, обеспечивается достижение конечной цели деятельности…».

Таким образом, есть основания полагать, что эмоции непосредственно включены в познавательные процессы, что они ориентируют субъекта, указывая ему на значимость окружающих его явлений, выполняют важную функцию в регуляции динамической и функционально-энергетической стороны мотивации.

Для успешного учения наиболее конструктивна положительная эмоциональная окрашенность учебного труда, которая вызывает активность ученика, осознание им своей позиции как субъекта учения. Наряду с этим в учебном процессе при столкновении с трудностями вполне естественно присутствие негативных эмоций, переходящих в положительные эмоции, связанные с их преодолением; педагогически оправданно бывает также возникновение кратковременных ситуаций неудовлетворенности своим уровнем знаний, учебной деятельностью в целом, вызывающих стремление к новым рубежам в самовоспитании ученика.

Такое сложное диалектическое соотношение положительных и отрицательных эмоций обеспечивает нужный мотивационный тонус школьника в учении. Но необходимо учитывать, что такие эмоции, как мотивы и цели, существуют в многообразных проявлениях, сочетание которых и влияет на уровень учебной активности и успеваемости каждого отдельного школьника.

Исследования, проведенные М. В. Матюхиной, Н. Г. Морозовой, Б. К. Моисеевым, А. Я. Чебыкиным показывают, что к числу эмоций познавательного характера можно отнести удивление, успех, уверенность, сомнение, любопытство и др., – все это, несомненно, влияет на успешность учебной деятельности и на развитие познавательной активности школьников.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Нарушения чтения у младших школьников с умственной отсталостью
Большое количество умственно отсталых школьников имеют отклонения в процессе формирования навыков чтения. Основные проявления нарушений чтения у детей представлены в четырех формах: неусвоение букв, побуквенное чтение, искажение звуковой структуры слова, нарушение понимания прочитанного. Характер п ...

Программа по формированию мотивации учения
«Познай себя и сделай первый шаг» Я знаю, как на мёд садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, всё губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю всё, но только не себя. Франсуа Вийон Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современно ...

Людвиг Ван Бетховен
Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в городе Бонн, принадлежавшему кёльнскому курфюрсту. В его жилах, помимо немецкой, текла и фламандская кровь. Отец Бетховена был певчим Боннской капеллы. Мать — кухаркой. Отцу маленького Людвига, Иоганну ван Бетховену (1740—1792) не давали покоя лавры ...

Категории