Обзор литературы по актуальности проблемы потенциала успеха и ситуации успеха

Теория образования » Создание ситуации успеха в учебной деятельности » Обзор литературы по актуальности проблемы потенциала успеха и ситуации успеха

Страница 1

В процессе анализа психологической литературы и периодики обнаружили, что, несмотря на признание актуальности проблемы использования психолого-педагогического потенциала успеха и ситуации успеха, специальных научных исследований в этой сфере практически не проводилось. Исключение составляют косвенно затрагивающие проблему успеха в обучении монографии Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, научные публикации Н.Л.Белопольской, Ф.И.Иващенко и ряда других авторов.

В целом достаточно полно раскрыть психологические свойства успеха можно на основе анализа его функций, то есть, рассматривая успех, во-первых, как эмоциональное состояние, во-вторых, как мотив и, в-третьих, как стимул деятельности. Именно в такой логике мы и осуществим попытку проанализировать психологическую природу и функции успеха.

Характеризуя успех как эмоциональное состояние и роль эмоций в процессе познавательной деятельности, прежде всего, отметим, что вопросы реализации педагогического потенциала эмоций в учебно-познавательной деятельности нашли отражение в трудах многих отечественных психологов: в монографиях И.А.Васильева, В.Л.Поплужного, О.К.Тихомирова, Ф.Е.Василюк, В.К.Вилюнас, Л.Я.Гозман и др., в диссертационных исследованиях О.В.Дашкович, О.С.Копиной и др., статьях А.А.Каэлас, А.Я.Чебыкина, Е.Л.Яковлевой и др. Но и в этих работах, к сожалению, не рассматривается прямо значение эмоций, которые испытывает человек, стремящийся к успеху и его достигший.

Наиболее точно взаимосвязь эмоций и процесса познания определена В.К.Вилюнасом. «Направляя эмоции на причины, сигналы и т. д. значимых событий – отмечает В.К.Вилюнас – процессы познания тем самым определяют и свою судьбу, впоследствии сами направляясь эмоциями на эти причины и т.д. для лучшего ознакомления с ними и выяснения оптимального способа поведения. Только таким взаимодополняющим влиянием сфер интеллекта и аффекта, отвечающих соответственно за отражение объективных условий деятельности и субъективной значимости этих условий, обеспечивается достижение конечной цели деятельности…».

Таким образом, есть основания полагать, что эмоции непосредственно включены в познавательные процессы, что они ориентируют субъекта, указывая ему на значимость окружающих его явлений, выполняют важную функцию в регуляции динамической и функционально-энергетической стороны мотивации.

Для успешного учения наиболее конструктивна положительная эмоциональная окрашенность учебного труда, которая вызывает активность ученика, осознание им своей позиции как субъекта учения. Наряду с этим в учебном процессе при столкновении с трудностями вполне естественно присутствие негативных эмоций, переходящих в положительные эмоции, связанные с их преодолением; педагогически оправданно бывает также возникновение кратковременных ситуаций неудовлетворенности своим уровнем знаний, учебной деятельностью в целом, вызывающих стремление к новым рубежам в самовоспитании ученика.

Такое сложное диалектическое соотношение положительных и отрицательных эмоций обеспечивает нужный мотивационный тонус школьника в учении. Но необходимо учитывать, что такие эмоции, как мотивы и цели, существуют в многообразных проявлениях, сочетание которых и влияет на уровень учебной активности и успеваемости каждого отдельного школьника.

Исследования, проведенные М. В. Матюхиной, Н. Г. Морозовой, Б. К. Моисеевым, А. Я. Чебыкиным показывают, что к числу эмоций познавательного характера можно отнести удивление, успех, уверенность, сомнение, любопытство и др., – все это, несомненно, влияет на успешность учебной деятельности и на развитие познавательной активности школьников.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Особенности финансирования образования в России
Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной. Повышение качества и конкурентоспособности образовательных услуг возможно при наличии и эффективном использовании всех видов ресурсов и прежде всего финансовых ресурсов. В условиях действия рыночных отношений в экономике успешное ...

Использование системы творческих упражнений в практике на уроках литературного чтения
В ходе эксперимента предлагалась система заданий, направленных на развитие творческой активности младших школьников. Эта система разработана в соавторстве с учителем начальных классов Емельяненко Мариной Владимировной. Система представляет собою планирование уроков чтения в 2-ом классе с реализацие ...

Психологические особенности в реализации индивидуального воспитания
Практика показывает, что наблюдательный и опытный учитель может определить типологические особенности учеников, их самооценку по «жизненным показателям», хотя он часто делает это интуитивно, подсознательно. Наибольшие трудности в этом плане испытывают начинающие учителя. В связи с этим, педагог дол ...

Категории