«Познай себя и сделай первый шаг»
Я знаю, как на мёд садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, всё губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю всё, но только не себя.
Франсуа Вийон
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве патриотического, трудового, нравственного воспитания школьников, формирования у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования.
Одна из задач образования: находить информацию из различных источников и уметь оперировать ею. Но в современной школе этому вопросу уделяется ещё не достаточно внимания, отсюда вытекает проблема: несоответствие общей подготовки обучающихся и требований, предъявляемым к современному ученику. Поэтому обучение должно состоять не в накачке информацией, а в представлении обучающимся максимальных возможностей для её самостоятельного изыскания и усвоения, а так же стимулирование навыков самостоятельного оперирования информацией.
Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Необходимость разработки данной программы обусловлена следующими причинами:
высокий показатель мотивации боязни неудачи;
преобладание среднего уровня мотивации;
спад школьной мотивации.
Коррекционная программа разработана на основе сценария тренинга Г. Резапкиной «Мир вокруг меня» и программы коррекции Э. П. Аветисян «Я не такой как все».
Цели:
развитие мотивационной сферы старших подростков;
развитие самостоятельности мышления и выбора.
Задачи:
способствовать осознанию своих мотивов;
помочь укрепить уверенность в себе, развить самосознание;
обучать приёмам регуляции и саморегуляции;
развитие способности самостоятельно принимать верные решения;
развивать рефлексию как процесс познания и понимания учеником самого себя.
Продолжительность занятий: примерно 60 – 80 минут в зависимости от сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.
Используемые методы: дискуссии, мини-лекции, тренинговые упражнения, беседы, анкетирование.
Условия проведения и оборудование: класс или любое другое просторное помещение; стулья; доска или листы ватмана; фломастеры; старые газеты; ручки и тетради для записи учащимися информации; памятки по мини-лекциям для учащихся; свеча и спички (на заключительное упражнение).
Участники: все учащиеся одной параллели с выявленной, в ходе диагностики, проблемой в мотивационной сфере.
Особенность данной программы состоит в том, что её реализация способствует формированию у школьников положительной мотивации к учению:
создание и поддержание мотивации к учебной деятельности;
«подкрепление» мотива познавательной деятельности и учебной мотивации;
создание положительных эмоций, возникающих от процесса деятельности и достигнутого результата;
сравнительный анализ достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы.
Программа рассчитана на применение в 9 классе, может быть адаптирована для любого класса и групп внутри класса, её можно дифференцировать в зависимости от индивидуально-психологических особенностей подростков входящих в состав психокоррекционной группы. Дифференциация может проводиться либо внутри определённой коррекционной мишени (уделяется больше внимания какой-то одной группе эмоциональных состояний, одной стратегии поведения), либо между мишенями – акцент делается на доминировании какой-либо одной коррекционной мишени (эмоционально-мотивационной, поведенческой, когнитивно-смысловой).
Заканчивается тренинг конференцией, на которой обсуждаются результаты совместной работы, подводятся итоги индивидуальной деятельности, участники делятся мнениями о занятиях.
Тематический план групповых занятий с подростками
№ п/п |
Название блока |
Кол-во часов |
1 |
Познание (восприятие) себя и отношений с окружающим миром |
3 |
2 |
Мотивация |
5 |
3 |
«Я всё могу» |
5 |
Статьи по теме:
Искусство для «медленных» детей
В Москве существует уникальный «Театр Простодушных», в котором заняты больные синдромом Дауна. У «солнечных актеров» линии ума и сердца сливаются в одну. Этот театр работает в столице уже восьмой год. Врачи говорят, что постановки благотворно влияют на детей – они начинают лучше говорить, двигаться ...
Опробование форм и методов интерпретации педагогического знания в процессе
опытной работы
Опытная работа с использованием данной процедуры охватывала несколько направлений: проводилась в условиях профессиональной подготовки студентов отделения дневного и заочного обучения филологического факультета и высшей педагогической школы ТГУ; факультета культурологии и художественного творчества, ...
Смысл действия деления
Действие деления рассматривается в начальной школе как действие, обратное умножению. Деление – это обратное умножению математическое действие: нахождение одного из сомножителей по произведению и другому сомножителю. С теоретико–множественной точки зрения смыслу деления соответствует операция разбие ...