Нарушения чтения у младших школьников с умственной отсталостью

Теория образования » Нарушения чтения у младших школьников с умственной отсталостью » Нарушения чтения у младших школьников с умственной отсталостью

Страница 1

Большое количество умственно отсталых школьников имеют отклонения в процессе формирования навыков чтения. Основные проявления нарушений чтения у детей представлены в четырех формах: неусвоение букв, побуквенное чтение, искажение звуковой структуры слова, нарушение понимания прочитанного. Характер проявлений нарушений чтения определяется как механизмом и видом дислексии, так и этапом формирования навыка чтения у детей. Нарушения чтения обусловлены различными этиопатогенетическими факторами. У детей с дислексиями выявляется несформированность функций зрительного и слухового анализаторов, их взаимодействия, недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя речи.

В зависимости от этиопатогенетических факторов выделяют следующие виды дислексии: фонематические, оптические, мнестические, семантические, аграмматические.

Фонематические дислексии в зависимости от их патогенеза подразде-ляются на дислексии, связанные с несформированностью слухопроизноси-тельной дифференциации фонем, и дислексии, связанные с недоразвитием функции фонематического анализа. Оптические дислексии являются следствием нерасчлененности зрительного восприятия, трудности узнавания и различения сходных форм, несформированности пространственных представлений. Семантические дислексии обусловлены неумением устанавливать синтаксические связи между словами в предложении и несформированностью звуко-слогового синтеза. Мнестические дислексии вызываются нарушениями памяти. Аграмматические дислексии обусловлены недоразвитием грамматического строя.

Наиболее распространенными среди умственно отсталых школьников являются фонематические дислексии. Дислексии у детей с УО не являются изолированным нарушением, они всегда сопровождаются нарушениями устной речи и нарушениями письма. Нарушения чтения не статичны, они имеют характер функционально динамических отклонений в развитии ребенка. Умственно отсталые дети в процессе овладения чтением проходят те же ступени, что и младшие школьники с нормальным развитием, но в три раза дольше, причем процесс овладения чтением для них характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями. Большую трудность представляет процесс усвоения букв: из-за недоразвития фонематического восприятия, неумения различить оппозиционные звуки, несформированности пространственных преставлений, зрительного анализа и синтеза. Особенно сложным является слияние звуков в слоги, ведь это происходит на основе четкого представления о звуковой структуре слогов, а у детей с УО функция фонематического анализа формируется с большим трудом. Крайне сложно для них и формирование обобщенного представления о слоге. Вследствие недифференцированности восприятия для таких детей почти не существует доминирующих букв, что затрудняет чтение. Правильное чтение и понимание прочитанного слова осуществляется на основе синтеза слогов в единое целое, в слово, а способность звукослогового анализа у детей с УО снижена, что замедляет узнавание и понимание прочитанного слова. Еще большие затруднения вызывает чтение и понимание предложений и текста. Смысловые догадки, играющие в чтении важную роль, проявляются у младших школьников с умственной отсталостью очень слабо.

Букварный период у младших школьников с умственной отсталостью занимает длительное время: не первое полугодие, как в норме, а порой до конца учебного года, иногда и в 3-м классе. Несмотря на удлинение периода далеко не все дети овладевают навыком чтения слов и предложений по букварю. Отмечается большое количество детей со специфически стойкими нарушениями чтения. В 1-ом классе ошибки чтения отмечаются у 62-70% детей, во 2-м классе - у25%. Такая большая разница объясняется тем, что часть детей с дислексиями остаются в первом классе повторно. Ошибки чтения умственно отсталых младших школьников с дислексиями бывают при назывании отдельных букв, чтении слогов, слов, предложений и текста. Нарушения чтения в 1-м классе:

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Понятие и сущность эстетического воспитания младших школьников
Воспитание, как общественное явление, - сложный и противоречивый социально – исторический процесс передачи новым поколениям общественно – исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьей, обще ...

Образовательное пространство: теоретико-методологический аспект
Крупный вклад в научное осмысление данной проблемы внесли К.Д.Ушинский, В.И.Вернадский, И.Я.Яковлев, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко и другие. Создание государственной системы образования тесно связано с именами: К.Н. Вентцеля, А.У. Зеленко, Е.Н. Медынского, С.Т. Шацкого и других. Исследованием специфи ...

Подготовка дипломной работы
Работая над дипломной работой, студент должен: а) всесторонне изучить определенную юридическую проблему, ее теоретические и практические аспекты; б) проанализировать научную литературу и нормативно-правовой материал по теме; в) собрать и обобщить с учетом темы юридическую практику (судебную, нотари ...

Категории