Нарушения чтения у младших школьников с умственной отсталостью

Теория образования » Нарушения чтения у младших школьников с умственной отсталостью » Нарушения чтения у младших школьников с умственной отсталостью

Страница 1

Большое количество умственно отсталых школьников имеют отклонения в процессе формирования навыков чтения. Основные проявления нарушений чтения у детей представлены в четырех формах: неусвоение букв, побуквенное чтение, искажение звуковой структуры слова, нарушение понимания прочитанного. Характер проявлений нарушений чтения определяется как механизмом и видом дислексии, так и этапом формирования навыка чтения у детей. Нарушения чтения обусловлены различными этиопатогенетическими факторами. У детей с дислексиями выявляется несформированность функций зрительного и слухового анализаторов, их взаимодействия, недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя речи.

В зависимости от этиопатогенетических факторов выделяют следующие виды дислексии: фонематические, оптические, мнестические, семантические, аграмматические.

Фонематические дислексии в зависимости от их патогенеза подразде-ляются на дислексии, связанные с несформированностью слухопроизноси-тельной дифференциации фонем, и дислексии, связанные с недоразвитием функции фонематического анализа. Оптические дислексии являются следствием нерасчлененности зрительного восприятия, трудности узнавания и различения сходных форм, несформированности пространственных представлений. Семантические дислексии обусловлены неумением устанавливать синтаксические связи между словами в предложении и несформированностью звуко-слогового синтеза. Мнестические дислексии вызываются нарушениями памяти. Аграмматические дислексии обусловлены недоразвитием грамматического строя.

Наиболее распространенными среди умственно отсталых школьников являются фонематические дислексии. Дислексии у детей с УО не являются изолированным нарушением, они всегда сопровождаются нарушениями устной речи и нарушениями письма. Нарушения чтения не статичны, они имеют характер функционально динамических отклонений в развитии ребенка. Умственно отсталые дети в процессе овладения чтением проходят те же ступени, что и младшие школьники с нормальным развитием, но в три раза дольше, причем процесс овладения чтением для них характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями. Большую трудность представляет процесс усвоения букв: из-за недоразвития фонематического восприятия, неумения различить оппозиционные звуки, несформированности пространственных преставлений, зрительного анализа и синтеза. Особенно сложным является слияние звуков в слоги, ведь это происходит на основе четкого представления о звуковой структуре слогов, а у детей с УО функция фонематического анализа формируется с большим трудом. Крайне сложно для них и формирование обобщенного представления о слоге. Вследствие недифференцированности восприятия для таких детей почти не существует доминирующих букв, что затрудняет чтение. Правильное чтение и понимание прочитанного слова осуществляется на основе синтеза слогов в единое целое, в слово, а способность звукослогового анализа у детей с УО снижена, что замедляет узнавание и понимание прочитанного слова. Еще большие затруднения вызывает чтение и понимание предложений и текста. Смысловые догадки, играющие в чтении важную роль, проявляются у младших школьников с умственной отсталостью очень слабо.

Букварный период у младших школьников с умственной отсталостью занимает длительное время: не первое полугодие, как в норме, а порой до конца учебного года, иногда и в 3-м классе. Несмотря на удлинение периода далеко не все дети овладевают навыком чтения слов и предложений по букварю. Отмечается большое количество детей со специфически стойкими нарушениями чтения. В 1-ом классе ошибки чтения отмечаются у 62-70% детей, во 2-м классе - у25%. Такая большая разница объясняется тем, что часть детей с дислексиями остаются в первом классе повторно. Ошибки чтения умственно отсталых младших школьников с дислексиями бывают при назывании отдельных букв, чтении слогов, слов, предложений и текста. Нарушения чтения в 1-м классе:

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Психологические механизмы работы с дезадаптированными детьми и подростками
Как мы уже упоминали ранее, дезадаптация – это неспособность или невозможность индивида приспосабливаться к условиям и требованиям социального окружения. Она обусловлена тем, что в наиболее значимые периоды личностного развития ребенок не сумел использовать механизмы адаптации, соответствующие хара ...

Результаты экспериментальной работы по изучению развития творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения
После внедрения системы творческих упражнений, направленных на развитие творческой активности младших школьников в процессе обучения литературному чтению мы перешли к третьему заключительному этапу экспериментальной работы – контрольному эксперименту. Главной задачей данного этапа явилось установле ...

Основные концептуальные подходы к изучению понятия «социальное партнёрство»
Теория социального партнерства складывалась не одним днем, она формировалась на протяжении длительного пути развития философской, экономической, правовой, политической мысли. Первые упоминания о социальном партнерстве мы находим в философских трудах Платона и Аристотеля, выдвигавших идею о партнерс ...

Категории