Нарушения чтения у младших школьников с умственной отсталостью

Теория образования » Нарушения чтения у младших школьников с умственной отсталостью » Нарушения чтения у младших школьников с умственной отсталостью

Страница 4

Чтение – сложный психофизический процесс, который осуществляется благодаря деятельности анализаторов различных систем мозга: зрительного, речедвигательного, речеслухового. Техническая сторона чтения - узнавание букв, соотнесение зрительного образа с его звуковой формой и слитное произнесение слога и слова. Смысловая сторона и основная цель чтения – это понимание прочитанного. Техническая и смысловая стороны чтения тесно взаимосвязаны.

Нарушения чтения являются актуальной проблемой обучения младших школьников потому, что оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие детей. Еще больше проблем с нарушениями чтения возникает при обучении детей с умственной отсталостью. Умственная отсталость – это нарушение общего психического и интеллектуального развития, которое обусловлено недостаточностью центральной нервной системы и имеет стойкий, необратимый характер. Наиболее характерными и ярко выраженными речевыми расстройствами у младших школьников с УО являются нарушения письма и чтения, которые носят системный характер и затрагивают многие разделы речевой системы.

Дислексии – это частичные расстройства процесса овладения чтением, проявляющиеся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленных несформированностью психических функций. Характер проявлений дислексий определяется их механизмом и видом, а также этапом формирования навыка чтения. Для младших школьников с УО характерны фонематические дислексии, связанные с несформированностью слухопроизносительной дифференциации фонем и с недоразвитием функции фонематического анализа.

Умственно отсталые младшие школьники в процессе овладения навыками чтения проходят те же ступени, что и дети с нормальным развитием, но в три раза дольше. Букварный период чтения занимает более длительное время, чем это принято в норме. Несмотря на это, далеко не все дети с УО овладевают навыком чтения слов и предложений по букварю, отмечается большое количество детей со специфически стойкими нарушениями чтения. Процесс овладения чтением детей с УО отличается качественным своеобразием и большими трудностями, проявляющимися в четырех формах: неусвоение букв, побуквенное чтение, искажение звуковой структуры слова и нарушение понимания прочитанного.

Затруднения в чтении детей с УО являются следствием недоразвитий фонематического восприятия, неумения различать оппозиционные звуки, несформированности пространственных преставлений, зрительного анализа и синтеза, функций фонематического анализа, обобщенного представления о слоге. Затруднения вызывают процессы усвоения букв, слияние звуков в слоги, узнавание и понимание прочитанного. Вследствие патологии восприятия для детей с УО почти не существует доминирующих букв, визуальная опора на которые облегчает чтение. Правильное чтение и понимание прочитанного слова осуществляется на основе синтеза слогов в единое целое - в слово, у детей с УО способность звукослогового анализа снижена, и это замедляет узнавание и понимание прочитанного слова, предложений и текста. Смысловые догадки проявляются у младших школьников с умственной отсталостью очень слабо, скорость чтения гораздо медленнее нормы, наблюдается много регрессий.

Для умственно отсталых младших школьников характерно глубокое своеобразие психического развития, аномальное и качественно иное, резко отличающееся от возрастных норм, поэтому в обучении таких детей необходимо использовать развивающие корректирующие технологии, учитывающих специфику их развития, специальные приемы, частое повторение учебного материала, элементы игровой деятельности и элементы логопедической коррекции речевых расстройств.

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по теме:

Своеобразие восприятия сказочных персонажей художественной литературы дошкольниками с нарушением интеллекта
В программе воспитания в специализированном детском саду предусмотрено знакомство детей с художественной литературой. Им рассказывают и читают народные сказки и потешки, детские произведения отечественных и зарубежных писателей. Знакомство аномальных детей с художественной литературой является мощн ...

Психологические механизмы работы с дезадаптированными детьми и подростками
Как мы уже упоминали ранее, дезадаптация – это неспособность или невозможность индивида приспосабливаться к условиям и требованиям социального окружения. Она обусловлена тем, что в наиболее значимые периоды личностного развития ребенок не сумел использовать механизмы адаптации, соответствующие хара ...

Формирование аттестационных комиссий, их состав и порядок работы
Аттестация педагогических работников образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений проводится аттестационной комиссией, формируемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования; аттес ...

Категории