10) Добавления гласных звуков между согласными при их стечении (пасла как "пасала", таскали как "тасакали").
11) Перестановка звуков в обратных слогах (арбуз - "рабуз", утка -"тука")
12) Неустойчивое искаженное прочтение слова, читаемое слово воспроизводится неправильно и заменяется другим словом или звукосочетанием, сходным по звуко-буквенному составу (шкаф как "шапка", затем как "шакал", ест как "сет", "сесу").
13) Замедленное чтение, когда забываются звуки и слово воспроизводится искаженно (капуста как "пуста").
14) Побуквенное чтение слогов слова без последующего слияния: называются буквы, составляющие слово, но само слово не осмысливается.
15) Побуквенное чтение с хорошим пониманием прочитанного (петух как "п, е, т, у, х", но слово правильно соотносится с картинкой).
16) Побуквенное чтение с последующим слитным воспроизведением, но не адекватным напечатанному, а лишь содержащим некоторые звуки, входящие в состав слова (лыжа как "л,ы,ж,а - жаба, лужа").
17) Перестановки слогов при воспроизведении слова, прочитанного побуквенно (мыло – "м,ы,л,о - ломы").
18) Замена слова при чтении бессмысленными сочетаниями, включающими звуки предъявленного слова (таскали – "тасик", утка – "ухта"), при этом прочитанное слово не соотносится с его значением; замена слова другими словами, сходными по звуко-буквенному составу (шкаф – "шапка").
19) Затруднения в осмысливании правильно прочитанных слов, слово узнается только после многократных повторений.
При чтении предложений и текста наблюдаются следующие нарушения:
1. Замедленное и искаженное воспроизведение читаемого, вследствие чего нарушается понимание прочитанных предложений.
2. Побуквенное чтение при хорошем понимании прочитанного текста.
4. Затрудненное понимание текста при послоговом способе чтении, при технически правильном чтении.
5. Неправильное воспроизведение прочитанных предложений при послоговом чтении. При повторении предложения дети воспроизводят лишь его последнее слово.
Во втором классе у детей уже сформирован стойкий образ звуко-буквы и, как правило, не вызывает затруднений соотнесение графического образа букв с акустико-кинестетическими образами звука. Дети читают уже синтетическим способом (целыми словами), но для некоторых из них послоговое чтение сохраняется и в 3-м классе (у детей в норме - только в 1-м классе). Искажений звуко-слоговой структуры слов значительно меньше, чем в 1-м классе, хотя это наиболее распространенные ошибки (в основном это пропуски согласных и перестановки слогов в слове).
В 1-м классе наиболее распространены замены звуков в словах, во 2-м – замены слов другими словами. Количество детей, которые технически правильно и бегло читают текст, но плохо понимают прочитанное и не могут соотнести слово с соответствующей ему картинкой, резко возрастает просто потому, что с увеличением числа детей, читающих текст, происходит и выявление детей, страдающих нарушениями понимания.
У всех умственно отсталых детей скорость чтения заметно медленнее, чем у нормальных школьников, что объясняется замедленностью восприятия печатных знаков. Таким детям легче читать слова с ударением на первом слоге, односложные, двусложные и знакомые трехсложные слова. Четырехсложные слова и стечение согласных в слове вызывают значительные затруднения при чтении.
Характерны также: частые повторы звуков, слогов и слов (в стремлении узнать слово) - ошибки повторения, которые имеют стойкий характер; ошибки понимания; замены слов на более знакомые; персерверации (глагол одного предложения заменяют глаголом предыдущего); добавления слов, искажающих смысл прочитанного.
Статьи по теме:
Основные направления социально-педагогической коррекции девиантного
поведения подростков
Одним из самых деликатных направлений в педагогической науке и образовательной практике является область коррекционной педагогики. Сегодня организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития - одна из актуальнейши ...
Особенности работы по подготовке к школе дошкольников имеющих
интеллектуальные нарушения
Психологическая готовность к обучению в школе – готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности – представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Основными компонентами ...
Результаты диагностики
мотивационно-потребностной сферы учащихся 9-х классов
Было проведено исследование в г. Березовский Муниципальном образовательном учреждении № 6 При анкетировании участвовало тринадцать человек, девятого класса. Из них – восемь мальчиков и семь девочек. Было проведено два анкетирования. Первое- для учащихся, второе –для их родителей Результаты анкетиро ...