Основные направления социально-педагогической коррекции девиантного поведения подростков

Теория образования » Социально-педагогическая деятельность по коррекции девиантного поведения подростков » Основные направления социально-педагогической коррекции девиантного поведения подростков

Страница 1

Одним из самых деликатных направлений в педагогической науке и образовательной практике является область коррекционной педагогики. Сегодня организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития - одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем.

В настоящее время, как указывает Н.Ю.Синягина, меняется отношение к коррекционной работе, она понимается как создание условий для оптимизации развития детей. Такое понимание делает её возможной и необходимой для всех детей, посещающих образовательное учреждение, и требует включение в её проведение не только социального педагога, но и учителей и родителей.

Е.И.Рогов пишет, что прежде чем перейти к рассмотрению нарушений и способов, средств их коррекции, необходимо провести границу между нарушением и нормой. Это необходимо для того, чтобы не устранить необходимые для развития ребёнка факторы, те, которые лишь на первый взгляд кажутся проявлениями нарушений, и не обойти вниманием те элементы поведения ребёнка, который возможно и не вызывают особых опасений взрослых, т.к. не проявляются ярко, и которые являются следствием нарушений эмоционально – мотивационной сферы личности ребёнка. Поэтому очень важно правильно провести диагностику, состоящую в воссоздании модели нарушений личности конкретного ребёнка.

Причины нарушений могут быть «внешними» или «внутренними». «Внешними» причинами можно считать различные негативные воздействия (стрессоры, фрустраторы) и негативные отношения ребёнка с окружающими людьми (нарушения отношений в семье, в школе и т.д.).

Действие «внутренних» причин можно представить как влияние нарушенной части психики на здоровую.

Также Е.И.Рогов указывает на то, что задача состоит не в том, чтобы удалить, устранить нежелательное поведение, а в том, чтобы выявить и устранить его причину. Таким образом, корректировать надо не следствие (поведение), а причину (нарушение) – это главный принцип, который должен регулировать практическую работу с ребёнком.

Коррекция (лат. Corrеctio — исправление) - система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков.

Коррекция поведения – система психолого–педагогических воздействий, направленных не только на преодоление или ослабление отрицательных качеств личности ребёнка, но и на формирование противоположных по отношению к ним положительных качеств .

Коррекционно-воспитательная работа представляет систему комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности в целом, поскольку всякий дефект отрицательно влияет не на отдельную функцию, а снижает социальную полноценность ребенка во всех ее проявлениях. Она не сводится к механическим упражнениям элементарных функций или к набору специальных упражнений, развивающих познавательные процессы и отдельные виды деятельности, а охватывает весь учебно-воспитательный процесс, всю систему деятельности.

Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения ставит перед обществом в качестве одной из основных задач необходимость концентрации усилий, направленных не только на борьбу с вредными последствиями отклонений от социальных норм, но и на устранение коренных причин и условий, прямо оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия человека. При этом социальная значимость данных мероприятий становится эффективнее, если они научно обоснованы. Хотя однозначных решений этой сложной проблемы нет, да и не может быть. Однако в настоящее время, как в науке, так и в практической деятельности по коррекции девиантного поведения подростков сформировались исходные взгляды на проблему в целом и основные подходы к выбору конкретных направлений работы.

Чтобы деятельность социального педагога по коррекции девиантного поведения подростков в условиях школы была успешной, ему необходимо строить свою работу по следующим направлениям:

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Память и особенности её развития у дошкольников
Память является одним из важнейших психических процессов. «Без памяти, - писал С.Л.Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». По словам П.П.Блонского, память «подобна мостику, перек ...

Результаты исследования и их обсуждение
Дифференциация обучения была организована при изучении темы «Основы цитологии» в курсе «Общая биология». В данном эксперименте участвовали классы 25 школы, 11 «а» класс – экспериментальный, 11 «б» - контрольный. В 11 «а» классе учатся 28 человек, в 11 «б» классе – 27 человек. Они собраны вместе, ка ...

Многоуровневый подход к контролю, как средству управления качества образования
Требование оперативного и целенаправленного воздействия на всех субъектов образования подводит к необходимости использования объективной образовательной информации, а контрольно–оценочная деятельность становится одной из важнейших составляющих системы управления качеством образования, охватывающей ...

Категории