Основные направления социально-педагогической коррекции девиантного поведения подростков

Теория образования » Социально-педагогическая деятельность по коррекции девиантного поведения подростков » Основные направления социально-педагогической коррекции девиантного поведения подростков

Страница 4

Социально – педагогическая работа с родителями подростков с отклонениями в поведении направлена на создание психологических условий для преодоления родительских ограничений и приобретения нового опыта взаимодействия с собственными детьми посредством практической тренировки коммуникативных навыков. В процессе работы решаются следующие задачи:

1. Переосмысление позиции и роли родителя.

2. Развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга (детей и родителей).

3. Снижение тревожности и приобретение уверенности в себе.

4. Формирование готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации в семье.

5. Выработка стиля эффективного взаимодействия с детьми.

6. Социально-правовое консультирование.

Социально – педагогическая коррекция девиантного поведения подростков может происходить и через учителей, работающих с этими детьми. В этом случае социальный педагог консультирует преподавателей по вопросам индивидуальной работы и обучения, разрешения различных конфликтных ситуаций с учащимися и семьей для оказания диагностической, психокоррекционной помощи учителям и воспитателям, по вопросам общения с подростками.

В коррекционной работе необходимо опираться на особенности подросткового возраста, влияющие на формирование девиантного поведения:

1. Взаимоотношения с родителями, учителями и другими взрослыми.

2. Взаимоотношения со сверстниками.

3. Самовыражение, самопонимание, самооценка.

4. Формирование жизненных ориентиров.

5. Внутреннее (психологическое) одиночество, невыраженность и непонятность другими.

6. Поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, испытание себя и других, поиск границ возможного.

7. Неорганизованность.

8. Чувство вины за неблагополучных родителей, отсутствие уважения к родителям и др.

Таким образом, к социально – педагогической коррекции девиантного поведения подростков необходимо подходить комплексно, действовать с разных сторон, используя разнообразные формы и методы работы.

Выводы по 1 главе

Рассмотрев идеи, теории и концепции Кона И.С., Личко А.Е., Беличевой С.А, Буянова М.И., Львовой М.В., Дубровиной И.В и других исследователей, мы выявили, что девиантное поведение всегда связано с каким - либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, правилам поведения, идеям, ожиданиям, установкам, ценностям.

В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам:

Видам преступления (уголовные, административные) и аморальных проступков (пьянство, проституция),

Уровню или масштабности отклонения (индивидуальное, массовое),

Внутренней структуре отклонения (принадлежность к группе, половозрастные особенности),

Ориентированности отклонения на внешнюю среду (семейные ссоры, насильственные преступления) или на самого себя (суицид).

Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения ставит перед обществом в качестве одной из основных задач необходимость концентрации усилий, направленных не только на борьбу с вредными последствиями отклонений от социальных норм, но и на устранение коренных причин и условий, прямо оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия человека.

Определены основные направления и методы деятельности социального педагога по коррекции девиантного поведения подростков:

1. Работа с подростком.

2. Работа с семьей девиантного подростка.

3. Работа с учителями.

4. Взаимодействие с другими органами и учреждениями, занимающимися вопросами коррекции девиантного поведения подростков.

Среди методов работы социального педагога можно выделить те, которые применимы в коррекционной работе:

- формирование сознания: взглядов, оценок, понятий, суждений;

- формирование эмоциональных чувств, стремлений, мотивов, идеалов;

-самовоспитание личности: самооценка, самоконтроль, самоорганизация;

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Взаимосвязь оценки учителя и самооценки младшего школьника
Оценивая знания учитель одновременно оценивает личность, ее возможности и место среди других. Именно так воспринимаются оценки детьми. Ориентируюсь на оценки учителя, дети сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных или нестарательных и т.д. Можно выделить 3 ...

Методическая подготовка мастера к занятиям
Подготовка к учебному году у мастера как правило, не имеет временных рамок и проводится в течение текущего учебного года. Естественно, ее содержание, глубина, широта охватываемых вопросов различны для опытного и молодого (тем более начинающего) мастера производственного обучения, хотя этот этап под ...

Самоанализ урока технологии Тема урока: Строгание древесины
Цель урока: «Изучить с учащимися инструменты для строгания; научить приемам строгания. Способствовать развитию интеллектуальных качеств личности, формированию умений и навыков работы с инструментом. Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических качеств личности». Считаю, что ком ...

Категории