Социально – педагогическая работа с родителями подростков с отклонениями в поведении направлена на создание психологических условий для преодоления родительских ограничений и приобретения нового опыта взаимодействия с собственными детьми посредством практической тренировки коммуникативных навыков. В процессе работы решаются следующие задачи:
1. Переосмысление позиции и роли родителя.
2. Развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга (детей и родителей).
3. Снижение тревожности и приобретение уверенности в себе.
4. Формирование готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации в семье.
5. Выработка стиля эффективного взаимодействия с детьми.
6. Социально-правовое консультирование.
Социально – педагогическая коррекция девиантного поведения подростков может происходить и через учителей, работающих с этими детьми. В этом случае социальный педагог консультирует преподавателей по вопросам индивидуальной работы и обучения, разрешения различных конфликтных ситуаций с учащимися и семьей для оказания диагностической, психокоррекционной помощи учителям и воспитателям, по вопросам общения с подростками.
В коррекционной работе необходимо опираться на особенности подросткового возраста, влияющие на формирование девиантного поведения:
1. Взаимоотношения с родителями, учителями и другими взрослыми.
2. Взаимоотношения со сверстниками.
3. Самовыражение, самопонимание, самооценка.
4. Формирование жизненных ориентиров.
5. Внутреннее (психологическое) одиночество, невыраженность и непонятность другими.
6. Поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, испытание себя и других, поиск границ возможного.
7. Неорганизованность.
8. Чувство вины за неблагополучных родителей, отсутствие уважения к родителям и др.
Таким образом, к социально – педагогической коррекции девиантного поведения подростков необходимо подходить комплексно, действовать с разных сторон, используя разнообразные формы и методы работы.
Выводы по 1 главе
Рассмотрев идеи, теории и концепции Кона И.С., Личко А.Е., Беличевой С.А, Буянова М.И., Львовой М.В., Дубровиной И.В и других исследователей, мы выявили, что девиантное поведение всегда связано с каким - либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, правилам поведения, идеям, ожиданиям, установкам, ценностям.
В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам:
Видам преступления (уголовные, административные) и аморальных проступков (пьянство, проституция),
Уровню или масштабности отклонения (индивидуальное, массовое),
Внутренней структуре отклонения (принадлежность к группе, половозрастные особенности),
Ориентированности отклонения на внешнюю среду (семейные ссоры, насильственные преступления) или на самого себя (суицид).
Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения ставит перед обществом в качестве одной из основных задач необходимость концентрации усилий, направленных не только на борьбу с вредными последствиями отклонений от социальных норм, но и на устранение коренных причин и условий, прямо оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия человека.
Определены основные направления и методы деятельности социального педагога по коррекции девиантного поведения подростков:
1. Работа с подростком.
2. Работа с семьей девиантного подростка.
3. Работа с учителями.
4. Взаимодействие с другими органами и учреждениями, занимающимися вопросами коррекции девиантного поведения подростков.
Среди методов работы социального педагога можно выделить те, которые применимы в коррекционной работе:
- формирование сознания: взглядов, оценок, понятий, суждений;
- формирование эмоциональных чувств, стремлений, мотивов, идеалов;
-самовоспитание личности: самооценка, самоконтроль, самоорганизация;
Статьи по теме:
Использование 10-бальной системы. Сравнение 10-бальной и пятибалльной
системы оценивания
В Беларусь введена в 2003 году для оценки знаний в школах, средних специальных, средних технических и высших учебных заведениях. В учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования переход был осуществлён одновременно для всех учащихся, а в ВУЗах — тол ...
Физиологические особенности детей
младшего школьного возраста
Организм детей значительно отличается от организма людей более старшего возраста. Для нервной системы у детей младшего школьного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов, что приводит к широкой иррадиации возбуждения по коре и недостаточной координации движений. Однак ...
Подходы к организации учебного сотрудничества
Опыт передовой практики обучения иностранного языка показывает, что эффективность урока иностранного языка обуславливается, прежде всего способностью учителя создать условия и организовать ситуации, в которых ученики осваивают язык как средство общения. Говоря о педагогическом, учебном сотрудничест ...