Основные направления социально-педагогической коррекции девиантного поведения подростков

Теория образования » Социально-педагогическая деятельность по коррекции девиантного поведения подростков » Основные направления социально-педагогической коррекции девиантного поведения подростков

Страница 3

- формирование сознания: взглядов, оценок, понятий, суждений;

- формирование эмоциональных чувств, стремлений, мотивов, идеалов;

-самовоспитание личности: самооценка, самоконтроль, самоорганизация;

- формирование социально-приемлемого поведения и деятельности личности подростка, привычек, отношения с окружающими;

- организация деятельности;

- общение;

- самореализация и индивидуальная коррекция действий;

- создание новой среды: новая деятельность, изменение смысла жизни, отношений, деятельности, изменение поведения, изменение ситуации, изменение среды.

Социальный процесс изменения поведения подростка (в разных случаях: например, когда возникает конфликт), его духовное, нравственное, социальное совершенствование можно представить следующим образом:

Выяснение проблем, которые мешают подростку в жизни, выбор пути преодоления.

Желание выбрать самому эту цель, т.е. освободиться от страха, что он не достигнет её.

Убедить себя, что цель достижима, поверить в свои силы.

Сосредоточить все свои силы для достижения этой цели.

Периодически оценивать достигнутое, исправлять ошибки и неудачи.

Четко контролировать свои поступки, свои отношения с окружающими.

Коррекционная работа с подростками девиантного поведения – широкое поле деятельности социального педагога, здесь всегда много разнообразных проблем, требующих решения.

В коррекционной работе также применим такой метод, как тренинг. Тренинг предполагает развитие наблюдательности, умения разбираться в явлениях внутреннего мира человека. Самым распространенным является психологический тренинг, во время которого актуализируются переживания подростка. Каждый ребёнок анализирует и представляет самого себя в определенной деятельности («какой я?»). Он узнает мнение окружающих («какой ты?»). В результате он изменяет свое поведение и отношения с окружающими, принимает и закрепляет новое поведение.

При коррекции возможно применение такой формы работы, как лекция.

Лекция – систематическое, последовательное, монологичное изложение педагогом (лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера. Требования к лекции как к одной из форм изложения материала – идейность; эмоциональность изложения; целостность раскрытия темы или какого-нибудь крупного или важного раздела курса; анализ конкретных фактов или явлений развития природы или общества и их обобщение; ясность аргументации и научная доказательность выводов, использование разнообразных методических приёмов.

Немаловажное значение в коррекционной работе может иметь и информирование подростков. Оно основывается на широко распространенном представлении: отклонения от социальных норм в поведении людей происходит потому, что они не знают их. Необходимо информирование людей о нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и обществом, активное использование в этих целях средств массовой информации (печать, радио, телевидение), а также кино, театра, художественной литературы и других современных средств. Их целенаправленное применение может оказать большое влияние на формирование правосознания подростка, повышение его морально-нравственной устойчивости, общего уровня культуры .

Коррекционно-воспитательной задаче подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у школьников общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, развития нравственности.

На ранних этапах обучения и развития эта работа предусматривает обогащение представлений детей об окружающей действительности, моральных и этических нормах, формирование навыков самообслуживания и других видов деятельности. В дальнейшем коррекционно-воспитательная работа по нравственному воспитанию осуществляется в процессе обучения детей общеобразовательным знаниям.

Одним из направлений деятельности социального педагога по коррекции девиантного поведения будет обязательная работа с семьёй девиантного подростка, т.к. зачастую все проблемы идут из семьи. Семья интересует социального педагога прежде всего со стороны семейного воспитания, выполнения родительских ролей и функций, социально-психологической атмосферы. Социальный педагог помогает в вопросах укрепления семейных взаимоотношений, образования и социальной защиты и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Современные наработки в организации внеурочной деятельности по социальному творчеству
В современной литературе встречается большое количество наработок в данной сфере. Рассмотрим схему построения программы внеурочной деятельности по социальному направлению на примере проектов: 1. Проект «Классная клумба»; 2. Проект «Добрые дела для моего класса»; 3. Проект «Наши руки не знают скуки» ...

Глухие испанские художники
Франсиско де Гойя был одним из великих испанских художников. Роберто Прадес также был художником, но его вспоминают больше как первого испанского глухого учителя. Оба были современниками (Гойя жил с 1746 по 1828 гг.; Прадес - с 1772 по 1836 гг.). Их жизнь протекала в один из наиболее критических и ...

Из материалов наблюдений над музыкальным развитием детей
Многие из закономерностей музыкального восприятия, рассматривавшихся в предшествующих очерках, могут быть охарактеризованы еще более полно, если для их анализа прибегнуть к методам генетического направления современной психологии. То, что в восприятии взрослого человека предстает перед исследовател ...

Категории