Основные направления социально-педагогической коррекции девиантного поведения подростков

Теория образования » Социально-педагогическая деятельность по коррекции девиантного поведения подростков » Основные направления социально-педагогической коррекции девиантного поведения подростков

Страница 3

- формирование сознания: взглядов, оценок, понятий, суждений;

- формирование эмоциональных чувств, стремлений, мотивов, идеалов;

-самовоспитание личности: самооценка, самоконтроль, самоорганизация;

- формирование социально-приемлемого поведения и деятельности личности подростка, привычек, отношения с окружающими;

- организация деятельности;

- общение;

- самореализация и индивидуальная коррекция действий;

- создание новой среды: новая деятельность, изменение смысла жизни, отношений, деятельности, изменение поведения, изменение ситуации, изменение среды.

Социальный процесс изменения поведения подростка (в разных случаях: например, когда возникает конфликт), его духовное, нравственное, социальное совершенствование можно представить следующим образом:

Выяснение проблем, которые мешают подростку в жизни, выбор пути преодоления.

Желание выбрать самому эту цель, т.е. освободиться от страха, что он не достигнет её.

Убедить себя, что цель достижима, поверить в свои силы.

Сосредоточить все свои силы для достижения этой цели.

Периодически оценивать достигнутое, исправлять ошибки и неудачи.

Четко контролировать свои поступки, свои отношения с окружающими.

Коррекционная работа с подростками девиантного поведения – широкое поле деятельности социального педагога, здесь всегда много разнообразных проблем, требующих решения.

В коррекционной работе также применим такой метод, как тренинг. Тренинг предполагает развитие наблюдательности, умения разбираться в явлениях внутреннего мира человека. Самым распространенным является психологический тренинг, во время которого актуализируются переживания подростка. Каждый ребёнок анализирует и представляет самого себя в определенной деятельности («какой я?»). Он узнает мнение окружающих («какой ты?»). В результате он изменяет свое поведение и отношения с окружающими, принимает и закрепляет новое поведение.

При коррекции возможно применение такой формы работы, как лекция.

Лекция – систематическое, последовательное, монологичное изложение педагогом (лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера. Требования к лекции как к одной из форм изложения материала – идейность; эмоциональность изложения; целостность раскрытия темы или какого-нибудь крупного или важного раздела курса; анализ конкретных фактов или явлений развития природы или общества и их обобщение; ясность аргументации и научная доказательность выводов, использование разнообразных методических приёмов.

Немаловажное значение в коррекционной работе может иметь и информирование подростков. Оно основывается на широко распространенном представлении: отклонения от социальных норм в поведении людей происходит потому, что они не знают их. Необходимо информирование людей о нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и обществом, активное использование в этих целях средств массовой информации (печать, радио, телевидение), а также кино, театра, художественной литературы и других современных средств. Их целенаправленное применение может оказать большое влияние на формирование правосознания подростка, повышение его морально-нравственной устойчивости, общего уровня культуры .

Коррекционно-воспитательной задаче подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у школьников общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, развития нравственности.

На ранних этапах обучения и развития эта работа предусматривает обогащение представлений детей об окружающей действительности, моральных и этических нормах, формирование навыков самообслуживания и других видов деятельности. В дальнейшем коррекционно-воспитательная работа по нравственному воспитанию осуществляется в процессе обучения детей общеобразовательным знаниям.

Одним из направлений деятельности социального педагога по коррекции девиантного поведения будет обязательная работа с семьёй девиантного подростка, т.к. зачастую все проблемы идут из семьи. Семья интересует социального педагога прежде всего со стороны семейного воспитания, выполнения родительских ролей и функций, социально-психологической атмосферы. Социальный педагог помогает в вопросах укрепления семейных взаимоотношений, образования и социальной защиты и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Возможности начального обучения в развитии творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения
Воспитание творческой активности у младших школьников имеет свои черты, обусловленные психологическими и физиологическими особенностями их развития. Исследованиями педагогов и психологов установлено, что творческая деятельность ребенка в различных сферах находится в зависимости от специфики возраст ...

Рекомендации по использованию ИКТ в образовательном процессе
Урочная деятельность Уроку с использованием ИКТ свойственно следующее: Ø принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка; Ø управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения; Ø интерактивность и диалоговый характер ...

Методы самовоспитания личности
В основе самовоспитания лежит принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить, определение тех черт и качеств, которые он предполагает выработать у себя. Если подобная «мысленная программа» формируется, она побуждает личность к практическ ...

Категории