Подбор учебно-производственных работ имеет цель перевода рекомендаций и установок учебной программы производственного обучения (проекта содержания обучения) в собственное содержание процесса обучения. Это определяет важность и сложность этого элемента планирования. Сложность в том, что при этом необходимо тесно связывать педагогические принципы рационального подбора работ с реальными возможностями, которые не всегда соответствуют принципам. Отсюда и многообразие вариантов организации подбора учебно-производственных работ.
При подборе учебно-производственных работ руководствуются следующими общедидактическими требованиями:
- работы (изделия), как правило, должны иметь производственную ценность;
- трудовые приемы, операции, способы, применяемые при выполнении учебно-производственных работ, должны соответствовать программам производственного обучения соответствующим профессиям (группам профессий);
- учебно-производственные работы должны быть посильными для выполнения их учащимися на соответствующей стадии обучения степени сложности, точности, физическим усилиям и объему необходимых профессиональных знаний;
– учебно-производственные работы должны подбираться с учетом постепенного их усложнения как в пределах одной темы, так и при переходе от одной темы к другой;
- содержание и объем работ должны способствовать закреплению предусмотренных программой производственных знаний, умений и навыков, приучать учащихся применять их в разнообразных условиях производственной деятельности;
- в качестве учебно-предусмотренных заданий преимущественно выбираются детали, изделия или работы, техничные для усвояемой профессии, дающие учащимся возможность овладевать передовой техникой, технологией и методами труда.
Учебно-технологические требования – это характеристика учебно-производственных работ с точки зрения требований к их материалу, конфигурации, характеру заготовок, размерам, массе и т.п.
Учебно-технологические требования отражают характер содержания учебно-производственных работ, точность, качество обработки, соосность, взаиморасположение деталей сложного изделия, соответствие нормативным параметрам и т.п.
Перечень учебно-производственных работ – это один из основных документов планирования производственного обучения, в котором фиксируются (отражаются) результаты подбора учебно-производственных работ в соответствии с общими и частными принципами и требованиями. Он включает отработанный, согласованный с заказчиками, прежде всего с базовыми предприятиями, обеспеченный материалами, оборудованием, инструментами, документацией, приспособлениями, учитывающий реальные условия производственных работ применительно к темам учебной программы по соответствующей профессии. На основе перечня учебно-производственных работ составляются планы производственной деятельности учебных групп, он является основной разработкой планов производственной деятельности училища в целом.
Важнейшим требованием к перечням учебно-производственных работ является их стабильности (по крайней мере, в основе номенклатуры учебно-производственных работ). Это создает благоприятные условия и возможности для разработки качественной и комплексной учебно-технической и технологической документации, оснащение учебных мастерских соответствующих основным и вспомогательным оборудованиям, инструментами, приспособлениями и другими необходимыми приспособлениями и средствами для высокопроизводительной и высококачественной производственной деятельности. Наилучших успехов добиваются училища, формирующие перечни учебно-производственных работ на основе заказов базового предприятия, а также других стабильных заказчиков.
Статьи по теме:
Методы воспитания нравственного характера, используемые в программе "Step by step"
Программа "Step by Step" для начальной школы формирует и развивает характер детей с тем, чтобы они могли: с полной самоотдачей участвовать в жизни школы и сообщества; быть организованными и полагаться на себя; работать в сотрудничестве с другими детьми; в письменной или устной форме форму ...
Классификация средств обучения
К средствам обучения относят такие предметы, которые используются в учебно-воспитательном процессе для передачи информации, организации познавательной деятельности учащихся и управления этой деятельностью на различных этапах урока. Средства обучения способствуют рациональной организации самостоятел ...
Психолого-педагогический портрет учителя
Учительница, опыт и работу которой я оценивала, Опрышко Лина Ивановна, преподает в школе № 5 английский язык. Я была на 16 ее уроках и могу сказать, что они ею проводятся с большим мастерством, соблюдаются принципы обучения, соблюдена логика изложения учебного материала, содержание учебного материа ...