Умственное воспитание дошкольников с нарушением интеллекта в конструктивной деятельности

Теория образования » Система работы в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта » Умственное воспитание дошкольников с нарушением интеллекта в конструктивной деятельности

Говоря о положительном влиянии конструирования на овладении ребенком способами мыслительной деятельности, нельзя не отметить, что не всякое обучение решает эту важную задачу. Чтобы обучение было эффективным, действительно развивающим, оно должно быть организовано, с одной стороны, с учетом особенностей структуры и мотивации деятельности ребенка дошкольного возраста, а с другой – с учетом своеобразия психического развития ребенка с олигофренией.

Многочисленные исследования по умственному воспитанию детей показали, что развитие мышления наиболее эффективно происходит в том случае, если обучение обеспечивает не только приобретение новых знаний и умений, но и способность использовать и применять их в новых условиях, при выполнении новых заданий. У умственно отсталых детей чрезвычайно затруднено именно использование имеющихся знаний в новых ситуациях. Так, например, можно часто наблюдать, как на занятиях по конструированию дети справляются с достаточно сложными заданиями, однако оказывается не в состоянии выполнять постройки, необходимость в которых возникает по ходу сюжетной игры и для сооружения которых достаточно конструктивных умений. Умственное воспитание приводит к умственному развитию в тех случаях, когда дети самостоятельно или под руководством взрослого определяют способы практического решения поставленной задачи, отвечают на вопрос: " Как и в какой последовательности строить?" Такая самостоятельность является результатом особой организации предварительного обучения.

В ходе обучения, основанного преимущественно на подражании действиям взрослого, дети овладевают отдельными операциями, выбором образца, сопоставление по форме способом наложения и т.д., что обеспечивает решение задач сенсорного воспитания. Цель деятельности в этом случае заключается не только в непосредственном конструировании, возникает более понятная игровая цель. В то же время игровая направленность обучения накладывает отпечаток и на процесс конструирования. Конструирование, являясь составной частью игры ребенка, оказывается важным способом для достижения игровой цели. Использование конструирования с игровой целью обогащает ролевые игры.

Педагог заботится о том, чтобы поставленные задачи, оборудование и применяемые методы максимально активизировали бы мыслительную деятельность детей.

Наличие межпредметных связей обеспечивает комплексность реализации коррекционных и общеобразовательных задач, что существенно повышает роль воспитания и обучения в развитии умственно отсталых дошкольников.

Статьи по теме:

Организация учебного сотрудничества
Идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные, но если каждый отвечает за результат всей группы, то и работ ...

Лица с ограниченными возможностями в науке
Константин Эдуардович Циолковский родился 5 (17) сентября 1857 в селе Ижевское под Рязанью. Начальным образованием Кости и его братьев занималась мама. Именно она научила Константина читать и писать, познакомила с началами арифметики. Читать Костя выучился по «Сказкам» А. Н. Афанасьева, причём мать ...

Методы самовоспитания личности
В основе самовоспитания лежит принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить, определение тех черт и качеств, которые он предполагает выработать у себя. Если подобная «мысленная программа» формируется, она побуждает личность к практическ ...

Категории