Проведенный анализ развития социального партнерства в образовании в Зеленодольском муниципальном районе позволяет констатировать, что:
1. Управление образования г. Зеленодольска устанавливают партнёрские отношения с различными субъектами внешней среды на основе комплексного подхода. Причём, значимость субъектов социального партнёрства зависит от того, на каком этапе подготовки будущего специалиста они наиболее востребованы. На предпрофессиональном этапе для вуза важную роль играют связи с общеобразовательными школами, средними специальными учебными заведениями, родителями будущих абитуриентов. На этапах обучения, а также и трудоустройства повышается роль предприятий, компаний и организаций. Взаимодействие с органами власти одинаково важно на всех этапах подготовки будущего специалиста. Практика показывает, что для многих образовательных учреждений социальное партнёрство выступает одним из основных направлений деятельности, важнейшей социальной функцией.
2. Муниципальные органы власти, Управление образования, образовательные заведения ведут активный поиск различных форм и методов сотрудничества с социальными партнёрами – работодателями.
3. Взаимоотношения социальных партнёров выстраиваются на основе договоров о сотрудничестве и других нормативных актов, позволяющих образовательному учреждению подготовить необходимых специалистов, согласовывая с работодателем требования к подготовке выпускника, программу производственной практики, оснащение новейшим оборудованием, соответствующие образовательным стандартам;
4. Социальное партнёрство используется для решения различных задач, среди которых наиболее важными являются такие, как организация всех видов практик на предприятиях, трудоустройство выпускников, развитие и укрепление материально-технической базы образовательного учреждения.
Однако помимо положительных аспектов развития системы социального партнерства в г. Зеленодолдьске, как было указано выше, обладает и негативными чертами, к которым, относятся непродуманность муниципальной политики в сфере взаимодействия учебных заведений и социальных партнёров, недостаточная степень разработанности нормативной базы социального партнёрства в образовании, отсутствие координирующего центра, объединяющего и направляющего усилия сторон, а также грантовой политики.
Таким образом, совершенствование системы социального партнерства в образовании в Зеленодольском муниципальном районе требует концентрации усилий по следующим направлениям:
1. Совершенствование нормативной базы социального партнерства на муниципальном уровне.
2. Дальнейшее развитие образовательно-производственного комплекса, который уже действует на базе ЗИМИТ (филиала)КНИТУ-КАИ, предполагает следующую структуру:
§ класс по подготовке будущих рабочих. Создаётся из учащихся школ, которые параллельно с учёбой в школе (9-11 классы) получают рабочую профессию, по окончании школы выпускники данных классов принимаются на рабочие места промышленных предприятий, имея право одновременно обучаться в вузе (при этом их учёба финансируется предприятием);
§ учреждения начального профессионального образования. (В эксперименте был задействован профессиональный лицей № 25). Идея сотрудничества высшего учебного заведения и учреждения НПО исходила из того, что рабочие профессии приобретаются студентами вуза, что усиливает качество профессиональной подготовки будущих инженеров. Другой стороной этого сотрудничества была предоставляемая успешно закончившим НПО молодым рабочим возможность продолжить учебу в вузе, в том числе за счет средств предприятия;
§ ССУЗ, где готовятся специалисты среднего звена по той же специальности (в проводимом эксперименте принял участие Зеленодольский судостроительный техникум, где готовят специалистов по специальности 120100 «Технология машиностроения»; по этой же специальности готовят инженеров в Зеленодольском филиале КГТУ им. А.Н. Туполева). Успешно окончившим техникум студентам предоставляется возможность получить высшее образование по сокращенной программе;
§ производственные предприятия, где проходит практическая подготовка студентов и учащихся (на базе ПО «завода им. Серго», завода имени Горького и Поволжского фанерно-мебельного комбината созданы рабочие места для обучения будущих специалистов всех уровней).
3. Широкое использование волонтерского движения с целью организации в школах, внешкольных учреждениях, училищах кружки, клубы, пропагандирующие различные профессии и формирующие первичные знания о них.
4. Создание целенаправленной рекламы по популяризации взаимодействия социальных партнеров «школа – образовательное учреждение НПО,СПО, ВПО - предприятие», позволяющая привлекать внимание частного бизнеса к образованию, разъяснять родителям учеников, студентов цели, интересы, планы социальных партнеров в подготовке специалистов.
Статьи по теме:
Основные направления социально-педагогической коррекции девиантного
поведения подростков
Одним из самых деликатных направлений в педагогической науке и образовательной практике является область коррекционной педагогики. Сегодня организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития - одна из актуальнейши ...
Состояние развития творческой активности младших школьников до формирующего
эксперимента
Изучение уровня сформированности творческой активности детей в процессе обучения проводилось нами во 2 Б классе школы № 4 г. Ангарска. В констатирующем эксперименте участвовало 20 человек. В целях получения объективных данных о реальном уровне сформированности творческой активности младших школьник ...
Развитие графо-картографических умений и навыков
Проведенные исследования позволили выявить, что многие люди испытывают серьезные затруднения, сталкиваясь с задачами о географическом пространстве и пространственных взаимоотношениях, поскольку эти взаимоотношения представляются им раз и навсегда заданными и незыблемыми. Географическое образование, ...