Развитие социального партнёрства в образовании на примере Зеленодольского муниципального района

Теория образования » Развитие социального партнёрства в образовании на примере Зеленодольского муниципального района

В течение нескольких последних десятилетий в странах с развитой рыночной экономикой активно идет процесс формирования и функционирования социального партнерства - нового типа социально-трудовых отношений, основанного на участии наемных работников в управлении и распределении результатов хозяйственной деятельности.

Однако идея социального партнёрства не является новшеством и для отечественного образования, так как еще в советские времена профессиональная подготовка кадров предусматривала развитие следующих направлений: соединение теоретического образования с производственным трудом (закон «О применении связи школы с жизнью и дальнейшим развитием системы народного образования в СССР, декабрь 1958 г.»), взаимодействие учебных заведений с базовыми предприятиями, целенаправленное распределение учащейся молодёжи на рабочие места в соответствии с выбранной специальностью. Данный подход в образовании, с одной стороны, позволял молодым людям наряду с аттестатом получать свидетельство о приобретенной специальности. С другой стороны, советская система образования, построенная на связи обучения с производством, позволяла высшему учебному заведению безболезненно решать проблему трудоустройства выпускника, а предприятию – ежегодно пополнять кадровый состав молодыми специалистами, государству – целенаправленно использовать бюджетные средства на образование.

Модернизация сегодня российского образования, направленная на повышение качества подготовки специалистов всех уровней, невозможна без создания единого образовательного пространства, без кардинальных изменений в отношениях между производителями и потребителями образовательных услуг, без социального партнерства в данной области. Как показывает опыт европейских стран, социальное партнерство является важнейшим условием обеспечения качественного профессионального образования и обучения. Эта позиция нашла подтверждение и на Саммите G8 в г. Санкт-Петербурге. Правительство ведущих мировых держав заявили о значимости своего участия в области образования и обязались «учитывать мнение предпринимательского сообщества, высших учебных заведений и организаций трудящихся».

Общая характеристика понятия «социальное партнёрство», его роль и значение, принципы и технологии его функционирования представлены в работах О.И. Иванова, В.Н. Киселёва, В.А Михеева, Г.Ю. Семигина, В.Е. Степанова, С.И. Щегловой.

Анализ опыта развития социального партнёрства в современной России, обзор зарубежного опыта, структура, принципы и модели социального партнёрства рассмотрены В.А. Борисовым, А.В. Лисьевым, С.И. Кубицким, М.В. Сухаревым, С.Ю. Чуча, Л.Т. Шинелевой.

Применительно к системе образования данная проблема затронута в работах Б.В. Авво, Г.А. Вержицкого, С.Г. Гринько, Г.И. Ибрагимова, А.В. Корсунова, Е.А. Корчагина, Г.В. Мухаметзяновой, О.Н. Олейниковой, И.П. Смирнова, Е.В. Ткаченко и в диссертационных исследованиях А.В. Борилова, Р.В. Голованова, Т.М. Глушанок, О.В. Зубакиной, О.И. Морозовой.

Однако исследование социального партнёрства на муниципальном уровне до сих пор не нашло должного внимания и места в научных публикациях.

Анализ опубликованных работ позволяет констатировать наличие противоречий между:

· потребностью общества, производства и работодателей в конкурентоспособных специалистах, умеющих действовать в условиях рыночной экономики, и не продуманностью системы взаимодействия между социальными партнерами;

· взаимодействием органов власти, работодателями и образовательными учреждениями и отсутствием нормативной базы на уровне муниципалитетов, а также продуманной системы и механизмов социального партнёрства в самих образовательных учреждений.

Названные противоречия обусловили выбор проблемы исследования: каковы условия формирования социального партнерства в образовании на муниципальном уровне.

Объект исследования: процесс формирования социального партнерства.

Предмет исследования: система социального партнерства в образовании в Зеленодольском муниципальном районе.

Цель исследования: изучить состояние проблемы социального партнерства в образовании на муниципальном уровне.

Задачи исследования:

1. Определить содержание, структуру и роль социального партнёрства в образовании.

2. Рассмотреть систему развития социального партнёрства в образовании на муниципальном уровне.

3. Разработать предложения и рекомендаций по решению проблемы развития социального партнерства в образовании для Зеленодольского муниципального района.

Статьи по теме:

Образование России и тенденции мирового развития
Под системой общего образования понимается совокупность учреждений дошкольного воспитания, общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов, учреждений по воспитательной работе с детьми, а также все учреждения высшей школы и среднего профессионального образования. Принципы построения систем ...

Значение изобразительной деятельности в развитии умственно отсталых детей
Среди разнообразных видов деятельности одно из ведущих мест занимает рисование. Особая задача всех видов рисования - коррекция недостатков развития детей с недоразвитием интеллекта. На уроках рисования у учащихся систематически развивается правильное восприятие формы, величины, цвета и положения в ...

Методы изучения психологического климата в коллективе детского общественного объединения
социальный педагогический детский коллектив «Психологический климат – наиболее целостная психологическая характеристика группы, которая связана с особенностями отражения группой отдельных объектов (явлений, процессов), имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности. Важнейши ...

Категории