Состояние социального партнерства в международном и отечественном образовании

Теория образования » Развитие социального партнёрства в образовании на примере Зеленодольского муниципального района » Состояние социального партнерства в международном и отечественном образовании

Страница 1

Социальное партнерство как новый термин появился в образовании совсем недавно. Изучение литературы показало, что данная проблема получила освещение в работах ученых – Е.В. Ткаченко, И.П. Смирнова, А.М. Новикова, О.Н. Олейникова, Г.В. Мухаметзяновой, Г.И. Ибрагимова и другие.

Авторы, под термином «партнёрство» подразумевают систему сотрудничества, основанную на открытых соглашениях между различными институтами, подразумевающую понимание, коллективную работу и совместно принятые планы. Поэтому понятие «социальное партнёрство» рассматривается как разнообразные формы сотрудничества, в которых предпринимательская деятельность, рабочая сила, правительство и сфера образования создают общими силами форму и содержание профессиональной подготовки и обучения» .

Социальное партнёрство в образовании предполагает акцент на равноправие субъектов взаимодействия, что позволяет рассматривать его как форму взаимодействия социальных институтов, групп, индивидов, позволяющую им свободно выражать свои интересы и находить эффективные способы их гармонизации и реализации.

Понятие «взаимодействие» выражает характер и содержание между институтами, социальными группами, индивидами «как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, отношений, различающихся по социальным позициям и ролям». Субъекты (органы власти, работодатели, образовательные учреждения) взаимодействуют в процессе деятельности, достигают общественного согласия и обоюдной ответственности за ее результаты.

Большой интерес для нашего исследования развития социального партнерства представляет международный опыт партнерства профессиональных учебных заведений и мира бизнеса в Германии, Швеции, Франции.

Социальное партнерство в Германии является одним из важнейших элементов дуальной системы обучения, которое предполагает прямое участие предприятий в профессиональном образовании. На предприятиях, где проводится обучение, выборные представители работников участвуют в планировании и реализации программ профессионального образования и назначении инструкторов производственного обучения.

Шведскую модель организации социального партнерства отличает высокий уровень государственного регулирования. Из представителей населения, руководителей предприятий, профсоюзов, учебных заведений, органов власти создают комитеты, которые создают помощь местным организациям-посредникам на рынке труда, оказывая помощь в проведении массового переобучения специалистов.

Опыт развития социального партнерства во Франции регулируется социальными партнерами в рамках коллективных договоров и правительством в соответствии с законами и другими правовыми документами (Законы «О начальном образовании» и Трудовой кодекс). Большую роль в области образования играет программа «ученичества», направленная на предоставлении обучения с выдачей технического или профессионального сертификата.

Анализ международной практики свидетельствует о том, что в современных развитых индустриальных странах социальное партнёрство направлено на поддержание образования, обеспечивающего производственные потребности компаний в компетентных специалистах, реализация которого осуществляется на основе:

- участия в разработке квалификационных требований к специалистам (спецификация сферы труда), национальных стандартов профессий и совершенствования национальной системы квалификаций;

- организации производственной практики и стажировок на предприятии (обучение на рабочем месте) или в мастерских учебного заведения;

- содействия в трудоустройстве молодёжи;

- участия учебных заведений профессионального образования в повышении квалификации работников предприятий – социальных партнёров (модульные программы, основанные на компетенциях);

- проведения профориентационных мероприятий в учебных заведениях, направленных на повышение привлекательности отрасли для потенциальных работников;

- оказания помощи предприятиями в модернизации учебного оборудования, оснащении или ремонте учебных помещений.

Для отечественного образования социальное партнёрство является естественной формой существования в условиях рыночной экономики. Только в тесном контакте с социальными партнёрами возможна реализация основной функции – обеспечение рынка труда конкурентоспособными специалистами, востребованными современной экономикой. Поэтому мы рассматриваем социальное партнёрство как продуктивное взаимодействие всех участвующих на рынке образовательных услуг субъектов, заинтересованных в качественной подготовке конкурентоспособных специалистов, способных успешно осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях современного производства.

Систему социального партнерства в сфере образования можно представить в виде четырехуровневой структуры (табл.1.2.1.).

Социальное партнёрство в образовании на муниципальном уровне – это особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, общественными организациями, нацеленными на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Выявление исходного уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста декоративного образа в лепке
Как было указано ранее, первый этап экспериментальной работы был направлен на определение исходного уровня владения детьми старшего дошкольного возраста декоративной лепкой. Для того, чтобы конкретизировать обозначенную цель, нами были сформулированы задачи: Определить степень заинтересованности де ...

Теория субъекта – основа методологии исследования субъектности
Современная наука анализирует проблему человека не только в русле биологического и социального, но и в контексте взаимосвязи объективного и субъективного. Педагогическая интеграция научного знания о человеке заключается в отражении реальных связей соотношения «человек – мир» в процессе образования, ...

Актуальность и условия гуманитарного ориентированного образования
Выработка новых направлений в развитии общей философии образования, в формировании концептуальных основ образования и воспитания невозможны без определения новой, современной парадигмы мировоззрения, которая и должна быть заложена в качестве осевой линии всей системы народного образования и просвещ ...

Категории