Особенности организации учебного процесса с использованием игровых приемов

Страница 1

На основе изученного материала по выбранной проблеме и проанализированных методических пособий, представляется возможным предложить методику работы по овладению иностранным языком с использованием игровых приемов.

Для подтверждения гипотезы нами были разработаны упражнения на тему «Цвета», основанные на знаниях о природе восприятия в дошкольном возрасте.

Следует отметить, что использование игровых приемов подразумевает подход к личности обучаемого как к центральному звену учебного процесса. Такой подход предполагает дифференциацию обучения, при которой уточнение основных компонентов учебного процесса (содержания, организационных форм, средств обучения и др.) осуществляется прежде всего с учетом особенностей личности учащегося. И поэтому вопрос выявления этих особенностей (или признаков, как они называются в ряде психологических исследований) относится к одним из самых главных.

В процессе дифференцированного обучения иностранному языку учитываются, как правило, следующие признаки учащихся: а) обучаемость, которая определяет характер психических процессов (таких, как память, восприятие, мышление и т.д.); б) обученность, т.е. уровень знаний и умений; в) работоспособность, трудолюбие, здоровье; г) уровень познавательной самостоятельности и активности; д) темп продвижения; е) отношение к учению, мотивация (познавательные интересы, потребности, эмоции и т.д.); ж) характер волевого развития; з) темперамент; и) возраст и др.

Важным, однако, является не только вопрос, какие признаки учащихся необходимо учитывать, но и вопрос, как, каким способом выбирать данные признаки, ибо это предопределяет методическую позицию педагога и практическую реализацию дифференцированного подхода к преподаванию иностранного языка.

Существующая классификация, основанная на градации выбора свойств учащихся [58], включает следующие признаки:

1. Выбор совокупных признаков.

Под этими признаками понимается набор непосредственно не связанных между собой особенностей учащихся. В данный состав входят: а) уровень языковых знаний и индивидуальные особенности обучаемых; б) интеллектуальность и мотивация; в) общеобразовательный уровень, уровень языковых знаний, мотивация и эмоциональные особенности; г) психологическая комфортность в учебной группе и стремление использовать любую возможность для говорения на изучаемом языке; д) возраст, пол, когнитивные стили и мотивация.

2. Выбор интегральных признаков.

В качестве таковых выступают когнитивные типы (или, иначе, стили учебной деятельности) учащихся. Как утверждают психологи, существуют два когнитивных типа обучаемых: поленезависимые люди, которые легко освобождаются от поля, или фона, окружающего какую-либо фигуру, восприятие которых носит целостный характер; полезависимые люди, с трудом отделяющие фигуру от фона, обладающие дробным восприятием.

Ученые считают, что такому делению аналогично по своей методической сути рассматриваемое в нейролингвистических исследованиях разграничение роли правого и левого полушарий мозга в изучении второго языка. При этом разграничении отмечаются следующие характерные особенности учащихся: с доминированием правого полушария – зрительная и слуховая память, решение интуитивных задач, освоение оценочных, переносных значений лексических единиц и т.д.; с доминированием левого полушария – вербальная память, решение логических задач, освоение буквальных, прямых значений лексических единиц и т.д.

3. Выбор комплексных признаков.

Эти признаки связаны с психологической структурой личности, под которой обычно понимают устойчивый набор (комплекс) систематизированных психологических качеств (свойств) обучаемого.

4. Выбор иерархических признаков.

В качестве указанных признаков предлагается рассматривать иерархию социально-педагогических, социально-психологических, индивидуально-психологических и биологических признаков учащихся.

Представители социальной теории, опираясь на работы Б. Скиннера [83] и других ученых, считают важным в развитии человека только влияние социальной среды. Сторонники биологической теории, идеи которых восходят к работам Ж. Пиаже, полагают, что развитие человека предопределено врожденными задатками, наследственностью, природными особенностями нервной системы. Однако, на современном этапе, считается, что именно сочетание социальных, психологических и других особенностей обучаемого определяет успех в овладении вторым языком. Иначе говоря, в спектр его свойств, крайними полюсами которого являются социальные и биологические особенности, входят следующие социально-педагогические, социально-психологические, индивидуально-психологические и биологические признаки: социальная среда, цели и сроки обучения, контекст усвоения иностранного языка, национальность, мотивация, стили учебной деятельности, пол и др.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Особенности детей юношеского возраста
Границы юношеского возраста примерно совпадают с обучением детей в 10-11 классах 16-17 лет, но фактическое вступление подростковый возраст может не совпадать с переходом в 10 класс и происходить на год раньше или позже. Успех учебно-воспитательной работы со школьниками зависит от знания и учета их ...

Основные педагогические идеи Джона Дьюи
1. Накопление детьми личного опыта стоит выше овладения систематизированными научными знаниями. Усвоение знаний – есть стихийный, неуправляемый процесс. Учение в педагогической системе прагматистов имеет дело с выработкой личных идей и понятий. Учение происходит только тогда, когда что-то случается ...

Анализ результатов опытно-экспериментального исследования
Необходимым фактором развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, по данным исследователей и практиков психологии детства, приведенным в психолого-педагогической литературе, является процесс сюжетно-ролевой игры. Цель данного исследования: теоретически обосновать и экспериментально ...

Категории