Таблица 1.2.1 Структура системы социального партнерства в отечественном образовании
Уровни социального партнерства |
Субъекты социального партнерства |
Федеральный уровень |
Министерство образования и науки РФ, Профсоюз работников образования, Союз директоров образовательных учреждений |
Региональный уровень |
Органы управления образованием администрации субъекта РФ, региональный комитет профсоюза работников образования и др. |
Муниципальный уровень |
Районный (городской) отдел образования, районный (городской) комитет профсоюза работников образования, коллективы образовательных учреждений и др. |
Уровень образовательного учреждения |
Администрация учебного заведения, коллектив образовательного учреждения, профсоюз коллектива и др. |
Исходя из принятого определения, субъектом социального партнёрства становится представитель образовательно-профессионального и социально государственного сообщества, заинтересованный в качественной подготовке будущего специалиста, имеющего необходимый уровень готовности к оказанию помощи и содействию обучаемого в его профессиональной подготовке.
Основными субъектами социального партнёрства образования на муниципальном уровне являются как внешние, так и внутренние социальные партнёры (рис. 1.2.1).
Рис. 1.2.1 Структурная схема социального партнёрства
К внешним относятся:
- государственно-управленческое сообщество (региональные и муниципальные органы законодательной и исполнительной власти, учреждения труда и занятости, социальной и молодёжной политики, учреждения СМИ);
- образовательное сообщество (учреждения общего и среднего образования, профессионального образования, дополнительного профессионального образования);
- профессиональное сообщество (отечественные предприятия, коммерческие организации, зарубежные компании, ассоциации промышленников, научно-исследовательские институты, проектно-конструкторские бюро);
- общественное сообщество (общественные советы, благотворительные фонды, ассоциации выпускников, попечительские советы, молодежные объединения).
Внутренние социальные партнёры образовательного учреждения – это субъекты образовательного процесса, непосредственно участвующие в образовательном процессе: администрация, преподаватели, технический и обслуживающий персонал, учащиеся и студенты.
Пример эффективных взаимоотношений социальных партнеров является опыт социального партнёрства Москвы. Организация взаимовыгодного партнёрства данного вуза с работодателями и органами власти осуществляется на основе разработки и проведения долгосрочных программ ознакомления учащихся школ и вузов с предприятиями, совместных PR-компаний, нацеленных на трудоустройство молодых специалистов, организации частичной занятости старшекурсников, ярмарок вакансий с приглашением представителей производственных компаний,
Активная работа с социальными партнёрами ведётся в г. Ухта. Основными направлениями сотрудничества являются: развитие научных, научно-производственных и учебно-методических связей органов власти, образовательных учреждений с отраслевыми предприятиями региона, взаимодействие в вопросах совершенствования учебного процесса, организация всех видов практик, трудоустройство выпускников вузов, социальная поддержка талантливой молодёжи, сотрудничество в области спорта.
Развитие достаточно новой конструктивной формы взаимодействия вуза с социальными партнёрами сегодня осуществляется в условиях образовательных и производственно-образовательных кластеров. В качестве примера можно привести появление в Казани нефтехимического кластера, который объединяет общеобразовательные школы, учреждения НПО и СПО, Казанский государственный технологический университет, ведущие предприятия, научно-исследовательские институты. По существу, созданный механизм социального партнёрства позволяет на взаимовыгодных условиях решать проблемы подготовки компетентных специалистов, находить финансирование для развития научно-промышленных исследований в условиях сотрудничества КГТУ с градообразующими предприятиями России и Татарстана.
Таким образом, международный опыт сотрудничества позволяет рассматривать социальное партнёрство как сложную систему взаимосвязей между различными сторонами как традиционными социальными партнёрами (государство, работодатели, профсоюзы), так и привлечением к сотрудничеству образовательных учреждений, родителей учащихся, муниципальных органов власти, общественных организаций и др.
Статьи по теме:
Установление роли «успеха» и «ситуации успеха»
Установление роли «успеха» и «ситуации успеха» в решении образовательных задач, выявление причин, следствий и внутренней логики развития способов и средств активизации познавательной деятельности учащихся на основе реализации психолого-педагогического потенциала успеха требует прежде всего определе ...
Цель, задачи,
содержание и методика экспериментального исследования
Цель: Изучение особенностей представлений о форме, цвете и величине младших школьников с интеллектуальным недоразвитием. Задачи: 1. Выявить уровень сформированности представлений о цвете. 2. Выявить уровни сформированности представлений о форме. 3. Выявить уровень сформированности представлений о в ...
Заповеди, связанные с одеждой
народ север запрет оберег примета 1. Придя с улицы, не забудь отряхнуть и выбить снег с торбасов, вытащить чижи и всё повесить для сушки. Если этого не сделаешь, то ночью кэлы (дух) придёт, оденет и истопчет твою обувь, а может, вообще даже уйдёт в ней. (В яранге всегда висела у входа снеговыбивалк ...