Сказки в начальной школе

Теория образования » Сказки в начальной школе

Страница 1

Иногда, несколько неравнодушных родителей своей активностью могут очень сильно изменить всю систему школьного образования. Появившись в школе вместе с первоклашками, они быстро объединились в родительский комитет и стали действовать. Их интересовал вопрос: как грамотно и эффективно можно стимулировать маленьких школьников к развитию своих способностей. С этим вопросом они и пришли ко мне, психологу.

Известный психотерапевт Эриксон в одной из своих книг высказал следующую мысль: "Когда вы имеете дело с проблемой или трудностью, старайтесь сделать эту затею интересной. Тогда вы сможете сосредоточиться на интересной стороне дела и не обращать внимания на тяжелую работу, которую предстоит проделать". Мы последовали его совету.

Теперь уже несколько лет при входе в школу на стене висит плакат, который у непосвященных неизменно вызывает удивление. На нем написано:

Все задают вопрос: чтобы это значило? А дело вот в чем. В младших классах учителя рассказывают детям сказочную историю про двух маленьких братьев ежиков. Один не хотел ничему учиться, а второй – сам приставал ко всем с вопросом: как им удается найти самые вкусные грибы? И вот наступил день рождения братьев, скоро соберутся их друзья. Молодые ежи радостно отправились в лес за угощением для своих гостей. Первый, понятно, насобирал одних поганок, которые сами попадались ему на глаза, второй – самых вкусных молоденьких белых грибов. Дальнейшее развитие событий всем понятно, но разными учителями преподносится неодинаково.

Это и не столь важно. Главное, что после своего рассказа учитель просит детей придумать и рассказать похожую историю, например, про ласточек, которым пришло время учиться летать, или про медвежат, живущих на севере, где, чтобы пережить зиму, надо уметь строить теплую берлогу. Разнообразие тем в этой области – безгранично. Но весь фокус в том, что именно тогда, когда ребенок что-то придумывает сам, он в это время непременно создает в своей голове основные свои мотивации и приоритеты: к чему стоит прилагать больше усилий, к чему – меньше, и почему. Этот, самый ценный «багаж», останется с ним уже на всю жизнь.

Конечно, проще всего потребовать: «ты должен…» и делать вид, что воспитательная работа проведена. Все эти бесконечные «должен» и «надо» на какое-то время, безусловно, могут сдавить человека, а ребенка – тем более, «в рамки», как пружину. Но однажды она или сломается, или так распрямится, что ничего не останется, как ссылаться на переходный возраст, неуправляемость и конфликтный характер… И кому от этого будет хорошо? Поэтому нами и был выбран другой путь.

В развитии детских мотиваций важная роль принадлежит и их семьям. Родительский комитет взял на себя работу с ними. Папам и мамам они также рекомендовали, как можно меньше принуждать своих чад. Пусть малыши ходят в школу не за оценками, пусть ходят за «грибочками». Когда взрослые провожают их в школу, то говорят: пойди, пойди насобирай грибов повкуснее! И ведь собирают. Да еще с таким энтузиазмом. Причем, этот родительский прием одинаково хорош, как для учащихся начальной школы, так и для старшеклассников. Все они дети, и «школа – сказка» нравится им, понятна и манит, а не пугает.

Опыт начальной школы очень быстро распространился на все возрастные группы, причем, без всякого принуждения или уговоров с чьей-либо стороны.

Из школы выходит восьмиклассник, еле тащит свой ранец. Спрашиваю:

Неужели такой тяжелый?

Так ведь полный «белых грибов», - радостно отвечает он. Улыбаясь, легко забрасывает свой ранец на плечи.

Он чувствует себя настоящим добытчиком, несущим домой свой Урожай! И это здорово!

По всей вероятности, необычный плакат у входа в школу, часто попадаясь на глаза, легко восстанавливает в сознании детей все те понятные им мотивации, которые были привиты им с помощью сказочных историй.

Еще одной проблемой маленьких школьников, впервые очутившихся на занятиях, является неорганизованность процесса их мышления. Они думают, «как ни странно», о том, о чем само думается. Кстати, у многих людей эта неорганизованность, увы, сохраняется на всю жизнь, становясь привычной и создавая для них в жизни огромную массу самых разнообразных проблем.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Связь логического и образного мышления и обучения
Автор исходит из того, что естественный язык является базой, на которой строятся научные языки. Естественнонаучные языки, то есть естественные языки, обогащенные научной терминологией, составляют основной массив научного языка. Поэтому такие фундаментальные характеристики естественного языка, как о ...

Сущность и основные проблемы полового воспитании
Половая роль - система средовых стандартов, предписания, нормативов, ожиданий, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мальчика или девочку. Мужская роль ассоциируется с грубостью, силой, энергичностью, а женская - со слабостью, нежностью, миролюбивостью. Половая идентичнос ...

Личностно-деятельностныи подход с позиции обучающегося
Личностно-деятельностныи подход к научению с позиций обучающегося (при особом учете организации субъектно-субъект-ного учебного взаимодействия самим педагогом) прежде всего предполагает свободу выбора обучающимся пути, учебника, методов, а в отдельных случаях даже партнера обучения — педагога. Тако ...

Категории