Развитие социального партнёрства в условиях монопромышленного города становится актуальной задачей для Зеленодольского муниципального района.
Зеленодольск является центром сосредоточения крупнейших предприятий промышленной индустрии машинопромышленного и оборонного профиля РТ. Обострившаяся в стране в 90-ые годы ХХ века экономическая ситуация отразилась и на развитии бюджетнообразующих предприятий. Имело место сокращение производства, низкая оплата труда, утечка специалистов и молодёжи на заработки в столицу Татарстана, кадровое «голодание» и, как следствие – острый недостаток высококвалифицированных специалистов с техническим образованием всех уровней профессиональной подготовки.
Поиск путей восстановления утерянного кадрового благополучия возможен был при создании новых подходов сотрудничества государства, предприятий и образовательных учреждений. В начале 2000-ых годов система социального партнёрства в г. Зеленодольске представляла собой сотрудничество учебных заведений и предприятий, взаимодействие которых включало собой эпизодическую финансовую помощь предприятий в организации ремонта образовательного учреждения, а также проведение профориентационной работы.
Монопромышленный характер г. Зеленодольска сдерживал развитие высшего образования и снижал возможности субъектов образовательного рынка в реализации своих планов. Это было обусловлено тем, что наблюдалась слабая взаимосвязь между вузами и работодателями, так как возникшие филиалы вузов г. Казани осуществляли подготовку будущих специалистов по невостребованным в отраслях хозяйства специальностям. Содержание высшего профессионального образования не соответствовало требованиям работодателей. Они, планируя получить быстрый коммерческий эффект от своей деятельности, были не ориентированы вкладывать ресурсы в повышение профессиональной компетенции студентов, будущих работников их предприятий.
Основными предпосылками создания и развития социального партнёрства в Зеленодольском муниципальном районе являются:
- востребованность на региональном рынке труда конкурентоспособных специалистов в связи с потерей квалифицированных кадров многими оборонно-машиностроительными предприятиями и организациями г. Зеленодольска;
- потребность в получении высшего образования взрослым населением (часть горожан имеют начальное или среднее профессиональное образование), вызванная реструктуризацией экономики;
- необходимость в обучении и переподготовке специалистов, вызванная подъемом производства, происходящим на фоне переоснащения предприятий техническими устройствами и технологиями нового поколения.
Созданное социальное партнерство на муниципальном уровне, в виде сетевого взаимодействие школа - образовательное учреждение (НПО, СПО, ВПО) - предприятие, решало задачу - повышение качества подготовки и обеспечение потребностей рынка труда города и района конкурентоспособными специалистами.
Решению этой задачи способствовал новый подход всех участников социального партнерства в координации целей и действий каждого, что означало создание системной структуры, объединяющая, как внешних, так и внутренних партнеров (табл. 2.1.1.)
Таблица 2.1.1 Цели социальных партнеров
Партнёры |
Цели партнеров |
Управление образования ЗМР |
- Формирование нормативно-правовой базы социального партнерства - Разработка планов и мероприятий - Объявление грантов и конкурсов |
Муниципальные органы власти |
- Информационно-организационная поддержка, оказание помощи в подготовке нормативно-правовой документации |
Промышленные предприятия города |
- Заключение договоров о сотрудничестве - Целевая подготовка будущих специалистов ( обучение от завода) - Организация любых видов практик на предприятиях - Поведение профориентационной работы со школьниками и студентами - Организация акций, мероприятий, экскурсий |
Органы по трудоустройству и службы занятости |
- Профконсультация - Содействие в трудоустройстве школьников (в летний период) и выпускников ссузов, вузов - Организация ярмарки вакансий |
Общеобразовательные школы |
- Введение профильных классов - Организация элективных курсов при содействии вузов - Консультации психолога по выявлению индивидуальных профессиональных особенностей - Организация учебных и внеклассных мероприятий, способствующих формированию профессионального интереса - Работа с родителями |
Общеобразовательные учреждения города: учреждения НПО, СПО, ВПО |
- Трансляция собственного опыта социального партнерства - Создание и проведение подготовительных курсов по подготовке к ЕГЭ школьников - Приглашение ведущих специалистов предприятий для преподавания спецдисциплин - Заключение и выполнение хоздоговоров с предприятиями -Проведение стажировок штатных преподавателей на предприятиях города |
Статьи по теме:
Профессиональное назначение и условия использования специалиста
Специалист данного профиля может быть использован на таких предприятиях где используют какую-либо цифровую телефонную связь, цифровые АТС, на тех предприятиях где за этим оборудованием необходимо следить и вести постоянный контроль и профилактику, и в случае необходимости замену неисправных блоков. ...
История педагогической мысли и просвещения Казахстана
История развития педагогической культуры казахского народа уходит в глубь веков. Основываясь на общих закономерностях развития истории Казахстана, условно выделяется три основных периода становления педагогической мысли, соответствующие основным этапам общественного прогресса народов этого региона. ...
Развитие устной речи глухих детей в семье
О необходимости раннего обучения глухого ребенка в семье, развитии его речи говорили В.И. Флери, Н.А., Е.Ф. и Ф.А. Рау, Б.Д. Корсунская, А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Н.Д. Шматко и другие. Исследователи данной проблемы указывали на значительные возможности семейного во ...