Корреляция и непараметрические критерии различия в педагогических исследованиях

Теория образования » Корреляция и непараметрические критерии различия в педагогических исследованиях

Страница 1

В любом педагогическом процессе составляющие его факторы находятся в тесной взаимосвязи. Умение изменить один фактор так, чтобы получить соответствующее изменение другого, сделает педагогический процесс более целенаправленным. В науке различают две формы взаимосвязи.

Функциональная связь отражает четкую однозначную зависимость, при которой изменение какого-либо одного фактора неизбежно приводит к однозначному изменению другого. Подобные связи характерны для "точных" наук. В педагогике они, если и наблюдаются, то в самых общих вариантах и в пределах каких-то условных границ. Установление функциональных связей между педагогическими факторами - дело интересное, но чрезвычайно проблематичное.

Более реальным является установление так называемых статистических связей, или корреляций.

Корреляция позволяет находить статистически достоверные количественные меры связи в тех случаях, когда какому-либо одному фактору соответствует не одно, а несколько значений какого-либо другого фактора, причем варьирующих в каких-то пределах. Связь в этом случае будет выражаться в средних значениях, полученных на целом ряде изменений.

Практическая значимость определения величины и характера корреляции заключается в том, что с ее помощью можно установить функциональное сходство или различие между физическими упражнениями, например общеподготовительными и соревновательными. Однако, применяя корреляцию, следует помнить, что, во-первых, наличие статистической связи отнюдь не означает автоматического выявления и причинных связей, поэтому использовать корреляционный анализ для понимания причинных факторов надо осторожно; во-вторых, нельзя механически применять корреляцию там, где по природе своей педагогические факторы не обладают зависимостью.

Коррелирующие факторы подразделяются на причинные, т.е. те, которые видоизменяются первыми, вызывают изменения других факторов, и следственные, т.е. те, которые видоизменяются под влиянием причинных факторов. Причем следственные факторы могут принимать ряд значений в определенных границах. Различают корреляции нескольких направлений:

прямая положительная корреляция, при которой увеличение причинного фактора вызывает увеличение следственного фактора; например, увеличение силы мышц-разгибателей ног положительно сказывается на росте результатов в прыжках в высоту с разбега.

прямая отрицательная корреляция, при которой уменьшение причинного фактора вызывает уменьшение следственного фактора; например, уменьшение нагрузки приводит к понижению частоты сердечных сокращений;

обратная положительная корреляция при которой уменьшение причинного фактора вызывает увеличение следственного фактора; например, уменьшение длины дистанции приводит к увеличению скорости бега;

обратная отрицательная корреляция, при которой увеличение причинного фактора вызывает уменьшение следственного фактора; например, увеличение силы мышц под влиянием занятий тяжелой атлетикой может привести к ухудшению результатов в беге на длинные дистанции.

Математическое значение корреляции выражается ее коэффициентом от - 1 (максимальной отрицательной связи) до +1 (максимальной положительной связи) десятичными дробями с точностью до второго знака после запятой.

Количественную меру связи принято различать по нескольким уровням:

слабая связь - при коэффициенте корреляции до 0,30,средняя связь - при коэффициенте корреляции от 0,31 до 0,69,сильная связь - при коэффициенте корреляции от 0,70 до 0,99.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Многоуровневый подход к контролю, как средству управления качества образования
Требование оперативного и целенаправленного воздействия на всех субъектов образования подводит к необходимости использования объективной образовательной информации, а контрольно–оценочная деятельность становится одной из важнейших составляющих системы управления качеством образования, охватывающей ...

Работа по физическому воспитанию в повседневной жизни
Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи программы по физическому воспитанию детей осуществляются в различных формах: подвижные игры, прогулки и экскурсии, индивидуальная работа с отдельными детьми и с небольшими группами, самостоятельные задания детей различными видами физических у ...

Запреты-обереги, приметы, связанные с домашними животными
1. Оленя, собаку нельзя мучить, плохо обращаться – это грех. После этого сам будешь мучиться. 2. Оленя бить по голове – большой грех, сам заболеешь. 3. Собаки долго воют – плохая весть, кто-то умрёт. 4. Нельзя собаку снеговыбивалкой отряхивать от снега – будет пурга. 5. Когда во время охоты твоя со ...

Категории