Психологические механизмы работы с дезадаптированными детьми и подростками

Теория образования » Социальная работа с детьми в кризисных ситуациях » Психологические механизмы работы с дезадаптированными детьми и подростками

Страница 1

Как мы уже упоминали ранее, дезадаптация – это неспособность или невозможность индивида приспосабливаться к условиям и требованиям социального окружения. Она обусловлена тем, что в наиболее значимые периоды личностного развития ребенок не сумел использовать механизмы адаптации, соответствующие характеру социальных влияний и отношений. Механизмами адаптации можно назвать: идентификацию, интериоризацию, эмпатию, уподобление, приемы обратной связи.

Идентификация – тип социального воздействия, обусловленный желанием человека быть похожим на других людей или стать членом отдельной общественной группы. При этом происходит копирование поведения, установок и других характеристик в надежде на какие-то выгоды в будущем, но из-за привлекательности самого процесса идентификации. Термин эмпатия обозначает наше осознание эмоционального состояния другого человека и способность разделить его опыт.

Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

Результат дезадаптации – нарушение равновесия в отношениях с социумом, искажение содержания целей, мотивов, ценностных ориентаций, принятие социальных ролей, которые позволяют бесконфликтно решать проблемы, удовлетворять свои потребности («хулиган», «бродяга» и пр.). Социальная роль – это совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе индивидов, заданных социальным статусом или позицией человека в системе общественных или межличностных отношений. Именно принятие на себя той или иной социальной роли является показателем адаптации или дезадаптации роли.

Отметим еще раз тот факт, что на возникновение дезадаптации оказывает влияние два основных фактора – семейный и врожденная патология. На основании этих факторов, которые со временем порождают и другие факторы у ребенка возникают внутренние противоречия. Неразрешимость внутренних противоречий с близкими людьми, учителями, друзьями трансформируется сначала в отчуждение, затем в конфронтацию и, наконец, в постоянную готовность к столкновению (диспозицию), которые различаются способами взаимодействия с окружающими, формами своего выражения, степенью интенсивности, длительности и открытости противостояния. Поэтому социальный работник, стремящийся преодолеть всякого рода отклонения в поведении ребенка, должен избрать главным объектом внимания вовсе не правонарушения и даже не дезадаптацию, а причины их возникновения, в том числе социально-психологические, уводящие ребенка из мира нормальных взаимоотношений с людьми в мир иллюзорный, часто примитивный, криминальный, а значит, и асоциальный.

При этом главное внимание надо уделять тому периоду жизни ребенка, в течение которого формируется его личность, круг нравственных интересов, сфера межличностных отношений.

Иначе говоря, начинать следует с определения психологических, педагогических, социальных причин как факторов деформации личности, обусловливающих дальнейшую дезадаптацию, а не сосредотачивать все внимание на борьбе с ее многочисленными последствиями (перекрывая, например, пути распространения алкогольной продукции и т.д.).

Психологи Л. С. Алексеева и Л. П. Кругликова считают, что непродуктивно строить приюты для бездомных и колонии для малолетних преступников, забывая, что корни зла – отсутствие у них представлений о родительской любви и добре, наличие у них комплекса проблем, оставшихся неразрешенными и ищущих выхода в стремлении к суррогатной и легкой жизни.

Из сказанного следует, что включение любого дезадаптированного ребенка или подростка в традиционную воспитательную и образовательную систему в полном объеме невозможно без специальной помощи в области коррекции и восстановления психических ресурсов и потенциальных возможностей ребенка. Эффективность такого варианта работы с дезадаптированными детьми во многом зависит от наличия комплексной инфраструктуры учреждений, осуществляющих работу с детьми и подростками.

Учреждения социального обслуживания должны быть частью ближайшего окружения ребенка, в том числе дезадаптированного. Если проанализировать систему работы с детьми, то станет ясно, например, что школа и другие воспитательно-образовательные учреждения – обязательный, но не единственный элемент жизнедеятельности ребенка. Поэтому задача социальных служб на территории проживания ребенка – использовать возможности «сети», сделать так, чтобы все ее «ячейки» функционировали для его блага.

Связь между учреждениями социального обслуживания и социальной средой, а значит, и детьми должен осуществлять социальный работник, предоставляемый центром социальный работник, предоставляемый центром социальной помощи и детям, - специалист, который постоянно взаимодействует с конкретными детьми и подростками. Социальный работник выполняет мобилизующую роль. Он старается актуализировать и использовать все, что может помочь ребенку, выступая в качестве социального работника при общении с теми, кто привлекается для помощи детям (родители, соседи, друзья или официальные лица и их добровольные помощники) и одновременно в качестве социального педагога при общении непосредственно с несовершеннолетним.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Сущность и основные проблемы полового воспитании
Половая роль - система средовых стандартов, предписания, нормативов, ожиданий, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мальчика или девочку. Мужская роль ассоциируется с грубостью, силой, энергичностью, а женская - со слабостью, нежностью, миролюбивостью. Половая идентичнос ...

Корреляция и непараметрические критерии различия в педагогических исследованиях
В любом педагогическом процессе составляющие его факторы находятся в тесной взаимосвязи. Умение изменить один фактор так, чтобы получить соответствующее изменение другого, сделает педагогический процесс более целенаправленным. В науке различают две формы взаимосвязи. Функциональная связь отражает ч ...

Рефлексивный самоанализ 6-А класс
Тренинг был составлен на основе проведенной беседы с ребятами, тренинга на снятие агрессивного поведения подростков. В тренинг были включены упражнения на снятие тех проблем, которые были выделены самим ребятами (они отмечены в самоанализе проведенной коррекционной работы на снятие агрессивного пов ...

Категории