Социальная работа с детьми в кризисных ситуациях

Теория образования » Социальная работа с детьми в кризисных ситуациях

Способность общества обеспечить полноценную жизнедеятельность для всех детей без исключения – показатель социального здоровья самого общества и необходимое условие его устойчивого развития.

В меняющихся условиях современного российского общества только помощь со стороны государства позволяет обеспечивать нормальную жизнедеятельность детям. Реформирование российского общества и последующие за этим кризисные явления порождают кризисные ситуации в семье. Как следствие, в большинстве своем от этого страдают дети. Попадая в кризисные ситуации, зачастую дети становятся беглецами, беспризорниками, безнадзорными.

Безнадзорные дети – дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, заменяющих их. Безнадзорный ребенок живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к какому-либо члену семьи, но связи эти хрупки и находятся под угрозой атрофии и разрушения.

Беспризорные дети – дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных знаний, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.

Дети- беглецы – дети, убежавшие из дома или из воспитательного учреждения вследствие разрыва с родителями, возникшего тяжелого конфликта с учителями, воспитателями, сверстниками, деформирования ценностных ориентаций и других причин, приведших к кризису отношений.

Среди таких детей нарастает социальная дезадаптация, растет заболеваемость.

Бесспорно, что дети, находящиеся в кризисных ситуациях нуждаются в помощи со стороны государства и общества.

Немалую помощь детям в кризисных ситуациях оказывают социальные службы, детские учреждения.

Целью данной работы является анализ положения детей в Российской Федерации, а также имеющегося опыта оказания помощи детям в кризисных ситуациях: методов и способов решения проблем детей.

Данная цель может быть достигнута через решение следующих задач:

- рассмотрение положение детей в Российской Федерации;

- исследование сущности, причин возникновения кризисных ситуаций у детей;

- выявление и осмысление основных форм социальной дезадаптации детей;

- изучение основных форм социальной помощи детям в кризисных ситуациях;

- анализ социальной политики государства как одной из мер по предотвращению дезадаптации у детей.

При написании дипломной работы активно использовались наиболее значимые научно – теоретические, социологические и экспериментально – практические источники. Среди них, с нашей точки зрения, наиболее значимыми являются научные работы: Семья в современном мире (социология и психология семейной жизни) в 2-х томах/Под ред. В.И. Филоненко, В.Д. Альперовича; Семьеведение. Для студентов вузов/ Под ред. П.Я. Циткилова; Проблемы семьеведения и социальной работы с семьями/Под ред. В.Д. Альперовича.

С нашей точки зрения заслуживают внимания работы наших ученых: профессора Агапова Е.П., профессора Альперовича В.Д., доцента Шапинского В.А., профессора Циткилова П.Я.

В результате проделанной работы были получены сведения, которые могут быть использованы в практической социальной работе с детьми в кризисной ситуации.

А именно: в конкретном социологическом изучении различных форм социальной дезадаптации; в организации деятельности социальных служб в целом, а также отдельных социальных работников с дезадаптированными детьми; в практическом руководстве местных администраций и организаций, работающих с дезадаптированными детьми.

По итогам дипломной работы выносятся следующие предложения:

1. Забота о дезадаптированных детях должна стать приоритетом деятельности социальных служб;

2. Необходимо развивать сеть учреждений социальной помощи детям в кризисной ситуации. В настоящее время для этого создана необходимая нормативно-правовая база;

3. Для достижения положительного эффекта следует применять различные социальные технологии социальной работы с дезадаптированными детьми;

4. Наиболее эффективными при этом могут быть психологические и психотерапевтические методы социальной работы, как с дезадаптированными детьми, так и с членами их семей;

5. Особенно значимым и важным условием помощи данным детям является разработка социальной политики в отношении детей.

Изложенные в дипломной работе сведения и положения могут быть полезно использованы как в теории социальной работы, так и в практической деятельности социальных служб, учреждений социальной работы и самих социальных работников.

Статьи по теме:

Этнопсихологические особенности народа
Нелегкая жизнь обитателей степи предъявляла к ним жесткие требования. Они должны были не только быть физически крепкими, выносливыми, уметь быстро приспосабливаться к резко меняющимся погодным условиям, но и иметь устойчивую психику. Взрослые учили детей ориентироваться в степи, развивали у них зор ...

Комплексы артикуляционных упражнений для отдельных групп звуков и комплекс для отработки основных движений и положений губ и языка
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, язык ...

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных ценностей у учащихся 2 класса во внеклассной работе
Контрольный этап опытно-экспериментальной работы проводился с целью повторного выявления уровня сформированности нравственных ценностей после проведения внеклассных мероприятий. У учащихся диагностировалась сформированность тех же ценностей, что и в начале опытно-экспериментальной работы: доброта, ...

Категории