Способность общества обеспечить полноценную жизнедеятельность для всех детей без исключения – показатель социального здоровья самого общества и необходимое условие его устойчивого развития.
В меняющихся условиях современного российского общества только помощь со стороны государства позволяет обеспечивать нормальную жизнедеятельность детям. Реформирование российского общества и последующие за этим кризисные явления порождают кризисные ситуации в семье. Как следствие, в большинстве своем от этого страдают дети. Попадая в кризисные ситуации, зачастую дети становятся беглецами, беспризорниками, безнадзорными.
Безнадзорные дети – дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, заменяющих их. Безнадзорный ребенок живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к какому-либо члену семьи, но связи эти хрупки и находятся под угрозой атрофии и разрушения.
Беспризорные дети – дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных знаний, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.
Дети- беглецы – дети, убежавшие из дома или из воспитательного учреждения вследствие разрыва с родителями, возникшего тяжелого конфликта с учителями, воспитателями, сверстниками, деформирования ценностных ориентаций и других причин, приведших к кризису отношений.
Среди таких детей нарастает социальная дезадаптация, растет заболеваемость.
Бесспорно, что дети, находящиеся в кризисных ситуациях нуждаются в помощи со стороны государства и общества.
Немалую помощь детям в кризисных ситуациях оказывают социальные службы, детские учреждения.
Целью данной работы является анализ положения детей в Российской Федерации, а также имеющегося опыта оказания помощи детям в кризисных ситуациях: методов и способов решения проблем детей.
Данная цель может быть достигнута через решение следующих задач:
- рассмотрение положение детей в Российской Федерации;
- исследование сущности, причин возникновения кризисных ситуаций у детей;
- выявление и осмысление основных форм социальной дезадаптации детей;
- изучение основных форм социальной помощи детям в кризисных ситуациях;
- анализ социальной политики государства как одной из мер по предотвращению дезадаптации у детей.
При написании дипломной работы активно использовались наиболее значимые научно – теоретические, социологические и экспериментально – практические источники. Среди них, с нашей точки зрения, наиболее значимыми являются научные работы: Семья в современном мире (социология и психология семейной жизни) в 2-х томах/Под ред. В.И. Филоненко, В.Д. Альперовича; Семьеведение. Для студентов вузов/ Под ред. П.Я. Циткилова; Проблемы семьеведения и социальной работы с семьями/Под ред. В.Д. Альперовича.
С нашей точки зрения заслуживают внимания работы наших ученых: профессора Агапова Е.П., профессора Альперовича В.Д., доцента Шапинского В.А., профессора Циткилова П.Я.
В результате проделанной работы были получены сведения, которые могут быть использованы в практической социальной работе с детьми в кризисной ситуации.
А именно: в конкретном социологическом изучении различных форм социальной дезадаптации; в организации деятельности социальных служб в целом, а также отдельных социальных работников с дезадаптированными детьми; в практическом руководстве местных администраций и организаций, работающих с дезадаптированными детьми.
По итогам дипломной работы выносятся следующие предложения:
1. Забота о дезадаптированных детях должна стать приоритетом деятельности социальных служб;
2. Необходимо развивать сеть учреждений социальной помощи детям в кризисной ситуации. В настоящее время для этого создана необходимая нормативно-правовая база;
3. Для достижения положительного эффекта следует применять различные социальные технологии социальной работы с дезадаптированными детьми;
4. Наиболее эффективными при этом могут быть психологические и психотерапевтические методы социальной работы, как с дезадаптированными детьми, так и с членами их семей;
5. Особенно значимым и важным условием помощи данным детям является разработка социальной политики в отношении детей.
Изложенные в дипломной работе сведения и положения могут быть полезно использованы как в теории социальной работы, так и в практической деятельности социальных служб, учреждений социальной работы и самих социальных работников.
Статьи по теме:
Многоуровневый подход к контролю, как средству управления качества
образования
Требование оперативного и целенаправленного воздействия на всех субъектов образования подводит к необходимости использования объективной образовательной информации, а контрольно–оценочная деятельность становится одной из важнейших составляющих системы управления качеством образования, охватывающей ...
Понятие, цели и задачи экологического образования
Термин «экологическое образование» впервые был введен на конференции, организованный Международным союзом охраны природы (МСОП) в 1970 г. Экологическое образование – процесс и результат усвоения систематических знаний, умений и навыков в области воздействия на окружающую среду, состояния окружающей ...
Познавательно-речевое развитие ребенка дошкольного возраста
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем, носит преимущественно эмоционально-образный характер, основывается на том, что каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Происходит развитие р ...