Дети являются одной из самых слабозащищенных категорий населения. Положение детей в современной России можно охарактеризовать следующим образом.
Главной особенностью социально-демографической характеристики детей можно назвать сокращение численности доли детей и подростков в результате резкого падения ежегодного числа родившихся. Число детей и подростков в 2000 году составило 33,9 миллионов человек.
После некоторого повышения рождаемости в 1998 году, в 1999 году и далее отмечено снижение рождаемости. Однако наблюдается широкое распространение рождения детей вне брака.
Состояние здоровья детей и подростков продолжает ухудшаться. Прежде всего, отмечается рост заболеваемости детей болезнями костно-мышечной системы (на 24,7% по сравнению с 1999 годом), эндокринной системы (на 20,0%), врожденных аномалий (на 16,9%). На 84,4% отмечается рост симптомов, признаков и отклонений от нормы, выявленных у детей при клинических и лабораторных исследованиях.
На состояние здоровья детей школьного возраста, по мнению медиков, неблагоприятное воздействие оказывает организация учебного процесса, его интенсивность. Кардинальной особенностью изменения состояния этой категории детей является выраженный рост нервно-психических расстройств. Наиболее высокие показатели заболеваемости детей отмечены в классах с углубленным изучением предметов.
Медиками отмечается плохое состояние здоровья детей из семей мигрантов. Среди этой категории детей чаще всего выявляются дети с хроническими заболеваниями, а также с выраженными невротическими заболеваниями.
Сохраняются неблагоприятные тенденции заболеваемости детей и подростков социально-обусловленными заболеваниями (туберкулез, ВИЧ- инфекция, алкоголизм, наркомания).
В 2000 г. показатель заболеваемости детей туберкулезом составил 17,6 на 100 000 детей в возрасте до 14 лет. Зарегистрировано 516 ВИЧ – инфицированных детей в возрасте до 14 лет, 1637 подростков (15-17 лет), в том числе с диагнозом, установленным впервые в жизни – соответственно 322 и 1357.
Растет алкоголизация детей в возрасте до 14 лет. В 2000 году число детей, состоящих на профилактическом учете в связи с употреблением с вредными последствиями алкоголя составило 27,0 на 100 000.
Как показывают специальные исследования, у значительной части детей и подростков отсутствует реальная установка на здоровый образ жизни, такие дезадаптивные формы поведения, как курение, употребление алкоголя, наркотиков, считаются нормой.
Опрос, 3000 подростков старших классов Северо-Западного административного округа г. Москвы с целью изучения их поведенческих установок и реального поведения выявило, что только 59% мальчиков и 49% девочек считают необходимым для себя придерживаться принципов здорового образа жизни; 84% подростков (88% мальчиков и 80% девочек) употребляют алкоголь с различной степенью частоты, при этом чаще, чем один раз в неделю – 12% мальчиков и 3,2% девочек. Курят, согласно опросу, 46,8% мальчиков и 43,9% девочек.
Только 10% подростков старших классов считают употребление алкоголя недопустимым, 50% мальчиков и лишь 30% девочек считают недопустимым курение. Такие поведенческие установки подростков способствую дальнейшему росту употребления алкоголя и табакокурения в молодежной среде.
В отношении употребления наркотиков выявлено. Что пробовали какой-либо наркотик 20,5% мальчиков и 21,3% девочек, при этом 4,1% по принуждению. Существует угроза проникновения наркотиков в школьную среду через школьниц, имеющих более старших «друзей».
Физическое развитие современных подростков характеризуется относительным снижением показателей физической работоспособности, замедлением развития. Не наблюдается положительных изменений в сокращении дефицита витаминов, йода и других микроэлементов в питании детей, жизненно важных для формирования их здоровья.
Растет численность выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. В 2000 году учтено детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 636 900 детей. Из них, находится под опекой – 321 300 детей. усыновлены – 151 200 детей. Воспитываются в интернатных учреждениях – 173 400 детей, в том числе:
· В домах ребенка – 13 500 детей;
· В детских домах – 62 000 детей;
· В детских домах-школах – 9 200 детей;
· В школах интернатах для детей-сирот – 23 800 детей;
· В интернатах общего типа – 8 700 детей;
· В школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья – 15 200 детей;
Статьи по теме:
Обзор литературы по актуальности проблемы
потенциала успеха и ситуации успеха
В процессе анализа психологической литературы и периодики обнаружили, что, несмотря на признание актуальности проблемы использования психолого-педагогического потенциала успеха и ситуации успеха, специальных научных исследований в этой сфере практически не проводилось. Исключение составляют косвенн ...
Успешная сдача зачета и экзаменов
Зачеты служат формой оценки усвоения учебного материала дисциплин, выполнения курсовых проектов (работ), а также выполнения программ учебной и производственной практики. Зачеты могут быть дифференцированными (с оценкой) и не дифференцированными. Форма и сроки проведения зачетов устанавливаются рабо ...
Пути развития фонематических процессов у
дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Нарушение произношения звуков, особенно сложное полиморфное, неразрывно связано с недоразвитием фонематического слуха, с несформированностью у дошкольников с ФФН фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа ...