Организация и методы исследования детей с ФФН и в норме

Страница 1

Цель: оценка и коррекция уровня сформированности фонематических процессов дошкольников старшей группы с фонетико-фонематическим недоразвитием и с нормальным речевым развитием.

Задачи:

Определить уровень сформированности фонематических процессов дошкольников старшей группы с ФФН и с нормальным речевым развитием.

Сравнить результаты коррекционной работы с первоначальными результатами обследования.

В контрольную группу (К.Г.) было зачислено 10 детей с нормальным речевым развитием (возраст – 5-6 лет), посещающих муниципальное дошкольное учреждение д/с комбинированного вида №113 «Рябинка» г. Москвы. В экспериментальной группе принимало участие 10 детей с ФФН 6-го года жизни с нормальным слухом и интеллектом, посещающих логопедическую группу детсада.

Анализ анамнестических данных показывает, что у некоторых обследованных матерей не было существенных осложнений в течении беременности, родов, не было отмечено задержки в моторном и речевом развитии, родителей беспокоили неправильное произношение ребенком отдельных звуков (ш, р) и легкий аграмматизм; другие опрошенные отмечали некоторое отставание в раннем моторном и речевом развитии ребенка, негрубую патологию течения беременности; третьи указывали на серьезные отклонения в протекании беременности, в родах, отмечали некоторую задержку в раннем развитии детей.

При обследовании 20 дошкольников 5—6-летнего возраста были выявлены следующие трудности:

недоразвитие общей и мелкой моторики;

несформированность движений органов артикуляционного аппарата и, как следствие, нарушение звукопроизношения;

недоразвитие мимических мышц;

нарушение просодических компонентов речи:

диафрагмального и речевого дыхания;

силы и высоты голоса;

темпа и ритма речи;

недоразвитие фонематического слуха и восприятия;

недостаточное развитие лексико-грамматических компонентов речи; связной речи.

Первичное обследование, анализ медицинской документации дошкольников с ФФН и составленное на его основе логопедическое заключение позволяет наглядно и убедительно провести анализ результатов обследования фонематических процессов ребёнка, выявить общее и индивидуальное в развитии детей с ФФН.

Методика комплексного обследования сформированности фонематических процессов включает четыре серии заданий.

Первая серия – звукопроизношение и речевая коммуникация.

Изучение звукопроизношения и речевой коммуникации детей с ФФН и в норме на констатирующем эксперименте начинается со знакомства с ребенком, беседы и анкетирования родителей по поводу раннего речевого и моторного развития детей.

На первом этапе детям предлагается рассказать о себе, о своей семье, о любимой игрушке или знакомое стихотворение. Оценивается, насколько грубо страдает произношение, понятна ли речь для окружающих, каков уровень представлений ребенка об окружающем, соответствует ли он возрастной норме.

Необходимо выработать у ребенка активную партнерскую позицию при ведении диалога. Речевая инициатива повышается путем создания мотивационно-потребностного уровня высказывания о себе и окружающем мире ребенка. Этому способствует коммуникативная направленность обучения, создание инициальных целей общения.

Критерии оценки речевой коммуникации:

5 баллов. Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета;

4 балла. Ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении чаще по инициативе других, умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое;

3 балла. Ребенок слушает и понимает собеседника, но сам неохотно вступает в диалог, затрудняется вести его, участвует в диалоге пассивно (отвечая на вопросы), не всегда ясно и последовательно выражает свои мысли;

2 балла. Ребенок малоактивен и малоразговорчив с детьми и педагогами, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание;

1 балл. Ребенок неактивен и неразговорчив, молчит, не вступает в речевое общение.

Критерии оценки звукопроизношения:

5 баллов. Безукоризненное отчетливое произношение всех звуков родного языка не только в отдельных словах, но и во фразовой речи. Правильное и точное воспроизведение слов любой звуко-слоговой структуры. Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Характеристика основных форм дифференциации обучения
Выделяют внутреннюю и внешнюю формы дифференциации. Внутренняя – различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся (классе), подобранной по случайным признакам. Эта форма основана на возможно более полном учете индивидуальных и групповых особенностей учащихся. Она предполагает вариативн ...

Формы совместной работы образовательного учреждения и семьи
Школа осуществляет ведущую роль в организации семейного и общественного воспитания в микрорайоне. Для успешной координации воспитательного влияния она должна перестроить свою работу, отказаться от прежних, во многом формализованных форм работы с родителями и общественностью, стать на гуманистически ...

Понятие декоративного образа
Дать более четкое определение «декоративного образа» и нет ссылок. Народное декоративно-прикладное искусство — одно из средств эстетического воспитания — помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национально ...

Категории