Цель: оценка и коррекция уровня сформированности фонематических процессов дошкольников старшей группы с фонетико-фонематическим недоразвитием и с нормальным речевым развитием.
Задачи:
Определить уровень сформированности фонематических процессов дошкольников старшей группы с ФФН и с нормальным речевым развитием.
Сравнить результаты коррекционной работы с первоначальными результатами обследования.
В контрольную группу (К.Г.) было зачислено 10 детей с нормальным речевым развитием (возраст – 5-6 лет), посещающих муниципальное дошкольное учреждение д/с комбинированного вида №113 «Рябинка» г. Москвы. В экспериментальной группе принимало участие 10 детей с ФФН 6-го года жизни с нормальным слухом и интеллектом, посещающих логопедическую группу детсада.
Анализ анамнестических данных показывает, что у некоторых обследованных матерей не было существенных осложнений в течении беременности, родов, не было отмечено задержки в моторном и речевом развитии, родителей беспокоили неправильное произношение ребенком отдельных звуков (ш, р) и легкий аграмматизм; другие опрошенные отмечали некоторое отставание в раннем моторном и речевом развитии ребенка, негрубую патологию течения беременности; третьи указывали на серьезные отклонения в протекании беременности, в родах, отмечали некоторую задержку в раннем развитии детей.
При обследовании 20 дошкольников 5—6-летнего возраста были выявлены следующие трудности:
недоразвитие общей и мелкой моторики;
несформированность движений органов артикуляционного аппарата и, как следствие, нарушение звукопроизношения;
недоразвитие мимических мышц;
нарушение просодических компонентов речи:
диафрагмального и речевого дыхания;
силы и высоты голоса;
темпа и ритма речи;
недоразвитие фонематического слуха и восприятия;
недостаточное развитие лексико-грамматических компонентов речи; связной речи.
Первичное обследование, анализ медицинской документации дошкольников с ФФН и составленное на его основе логопедическое заключение позволяет наглядно и убедительно провести анализ результатов обследования фонематических процессов ребёнка, выявить общее и индивидуальное в развитии детей с ФФН.
Методика комплексного обследования сформированности фонематических процессов включает четыре серии заданий.
Первая серия – звукопроизношение и речевая коммуникация.
Изучение звукопроизношения и речевой коммуникации детей с ФФН и в норме на констатирующем эксперименте начинается со знакомства с ребенком, беседы и анкетирования родителей по поводу раннего речевого и моторного развития детей.
На первом этапе детям предлагается рассказать о себе, о своей семье, о любимой игрушке или знакомое стихотворение. Оценивается, насколько грубо страдает произношение, понятна ли речь для окружающих, каков уровень представлений ребенка об окружающем, соответствует ли он возрастной норме.
Необходимо выработать у ребенка активную партнерскую позицию при ведении диалога. Речевая инициатива повышается путем создания мотивационно-потребностного уровня высказывания о себе и окружающем мире ребенка. Этому способствует коммуникативная направленность обучения, создание инициальных целей общения.
Критерии оценки речевой коммуникации:
5 баллов. Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета;
4 балла. Ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении чаще по инициативе других, умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое;
3 балла. Ребенок слушает и понимает собеседника, но сам неохотно вступает в диалог, затрудняется вести его, участвует в диалоге пассивно (отвечая на вопросы), не всегда ясно и последовательно выражает свои мысли;
2 балла. Ребенок малоактивен и малоразговорчив с детьми и педагогами, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание;
1 балл. Ребенок неактивен и неразговорчив, молчит, не вступает в речевое общение.
Критерии оценки звукопроизношения:
5 баллов. Безукоризненное отчетливое произношение всех звуков родного языка не только в отдельных словах, но и во фразовой речи. Правильное и точное воспроизведение слов любой звуко-слоговой структуры. Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания;
Статьи по теме:
Ключевые компетенции учащихся
Важнейшая цель образования, отраженная в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" - это: "формирование общеобразовательной школой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающих ...
Порядок аттестации педагогических работников с целью подтверждения
соответствия занимаемой должности
Аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей). Аттестации не подлежат: – педагогические работники, проработавшие в занимаемой д ...
Специфика лепки детей старшего дошкольного возраста
К шестому году жизни начался процесс окостенения кисти руки, окрепли мелкие и крупные мышцы рук, и благодаря этому появилась возможность для более точных и сложных действий с глиной или пластилином. Произошли перемены и в психике: более устойчивым стало внимание, улучшилась память. У детей появляет ...