Организация и методы исследования детей с ФФН и в норме

Страница 2

4 балла. Правильное произношение всех звуков, нормальный темп речи;

3 балла. Ребенок изолированно все звуки произносит правильно, но во фразовой речи иногда наблюдаются замены и искажения звуков, т.е. звуки недостаточно автоматизированы. Неустойчивость и недостаточная четкость произношения. Слова сложной звуко-слоговой структуры ребенок может воспроизвести только в замедленном темпе;

2 балла. Нарушение произношения отдельных звуков (1-4 звука) одной артикуляционной группы во всех позициях. Ребенок не договаривает слова или сокращает их (пропускают согласные в стечении).

1 балл. Нарушение произношения 5 и более звуков разных артикуляционных групп. Искажение темпа и ритма речи. Грубое искажение звуко-слоговой структуры слов (пропуски и перестановки звуков и слогов).

Вторая серия заданий направлена на выявление фонематического восприятия дошкольников. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств — графических схем слова, звуковых линеек, фишек), на речевое проговаривание (при назывании слов), на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание.

Исследование фонематических процессов

Инструкция: «Скажи, какой звук встречается чаще»

Материалом обследования явились стихотворные тексты.

Тексты предъявлялись вне зависимости от правильности произношения звуков и были подобраны на основе частотности нарушаемых звуков: соноров, шипящих и свистящих. Предлагались следующие тексты:

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом.

(С. Маршак.)

Аи ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Сидит ворон на дубу.

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Динь-дон! Динь-дон!

В переулке ходит слон.

Старый, серый, сонный слон.

Динь-дон! Динь-дон!

Стало в комнате темно:

Заслоняет слон окно.

Или это снится сон?

Динь-дон! Динь-дон!

(И. Токмакова)

Куда-куда? Куд-куда?

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло!

(В. Берестов)

Шел по берегу петух,

Поскользнулся,

В речку — бух!

Будет знать петух,

Что впредь

Надо под ноги

Смотреть!

(М. Пляцковский)

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки —

Желтые цыплятки.

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

Не ходите далеко.

Лапками гребите,

Зернышки ищите!»

(Т. Волгина)

Оценивалась правильность выделения в тексте наиболее часто встречаемых звуков после обычного предъявления и предъявления с акцентированным произнесением звуков.

В процессе работы по данному направлению детям предлагается выполнить следующие задания:

1. Выделить гласный (согласный) звук из ряда других звуков (поднять флажок).

2. Выделить слог с определенным звуком (поднять флажок).

3. Выделить из ряда слов слова с определенным звуком (поднять флажок, отобрать картинки).

4. Назвать первый, последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью картинок.

5. Определить последовательность и количество звуков в слове (придумать слова, отобрать картинки с определенным количеством звуков).

6. Определить местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.

Задания предлагаются в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками (символами, картинками), опускание при произнесении логопедом последнего (первого) звука в слове и восстановление его детьми с опорой на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т. д.

Критерии оценки фонематического восприятия:

5 баллов. Хорошо дифференцирует все звуки родного языка. Точно и правильно воспроизводит все цепочки слогов с фонетически сходными звуками в темпе предъявления. Правильно подбирает картинки и слова с заданным звуком;

4 балла. Ребенок умеет дифференцировать все звуки. При воспроизведении слогов может ошибиться 1-2- раза, но быстро исправляет сам себя;

3 балла. Недостаточная дифференциация звуков. Картинки и слова с заданным звуком ребенок выбирает с ошибками. Отмечаются устойчивые ошибки в различении 1-2 пар звуков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Субъектность как педагогический феномен
Субъектность как педагогический феномен представляет собой целостную аксиологическую характеристику личности, раскрывающуюся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения. Субъектность студента – основа востребования и использования им научных знаний как методологич ...

Развитие математического мышления учащихся посредством решения эвристических задач
На первых занятиях для самостоятельного решения всем детям предлагалась одна и та же задача. После того как дети познакомились с особенностями решения задач каждого вида, методика работы была изменена. На последующих занятиях раздавались индивидуальные карточки, например: Карточка-задание № 1 1. В ...

Заповеди, суеверия-приметы, связанные с отношением к детям, к старшим
1. Ещё с детства ребёнка всему спокойно обучали, чтобы когда он вырастет не говорили: «На кого это он похож?» 2. Нельзя детей только хвалить – привыкнут. В следующий раз, когда вы его поругаете, он удивится и подумает: «Я же хороший, почему тогда меня ругают?» 3. Вместе с детьми почитайте старших, ...

Категории