2 балла. Ребенок воспроизводит цепочки слогов неточно, переставляет, заменяет, пропускает слоги. Неверно выбирает слова и картинки с заданным звуком. Отмечаются устойчивые ошибки в различении более двух пар звуков;
1 балл. Дифференциация фонетически сходных звуков отсутствует. Отказ от выполнения задания.
Третья - комплекс заданий, направленных на выявление особенностей лексического состояния речи испытуемых.
Описание заданий.
I. Лексические упражнения:
1. Детей просили называть существительные, прилагательные и глаголы по лексическим темам, называть обобщения, подбирать антонимы, называть детенышей животных.
2. Подбор определений, эпитетов, сравнений для словесной характеристики предмета (упражнения «Подбери слово», «На что похоже» и др.). Так, для характеристики предметов (с опорой на соответствующие картинки) детям могут быть предложены следующие-слова: «дерево» (большое — маленькое, высокое — низкое, старое — молодое (деревце)), «дом», «река», «машина», «сад» и др.
3. Подбор к слову, обозначающему предмет, соответствующих слов-наименований действия и наоборот (упражнение «Кому что нужно?» применительно к различным лексическим темам и др.).
4. Подбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы, их свойства, различные действия (игра-упражнение «Скажи по-другому», «А как наоборот?», где к данным словам детям предлагается подобрать слова с противоположным значением и др.). Ниже приводятся примеры таких упражнений.
В ходе наблюдений за детьми особое внимание обращается на показатели, которые непосредственно связаны с формированием фонематических процессов речи, а также обусловливают возможности детей в процессе коррекционно-воспитательной работы (восприятие и усвоение материала, продуктивность выполнения заданий, особенности речевого поведения и др.). Проведем детальный анализ развития фонематических процессов дошкольников экспериментальной и контрольной групп.
Речевая коммуникация.
Анализ предварительной беседы с детьми показывает, что у детей с ФФН запас знаний и представлений об окружающем не соответствует возрастной норме. Все испытуемые легко отвечают на вопрос о своем имени, фамилии, возрасте и месте жительства, но им трудно описать любимую игрушку или внешность кого-либо из близких. Отметим, что лишь 10% детей с ФФН активны в общении, ребенок умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, 20% дошкольников слушает и понимает речь, но участвует в общении чаще по инициативе других. 20% испытуемых неохотно вступает в диалог, затрудняется вести его, участвует в диалоге пассивно.
В процессе диалога ребенка со взрослым у 30% детей с ФФН отмечаются нарушения в эмоционально-волевой сфере (вялость, инертность, эмоциональная возбудимость), снижение речевой активности и др. 20% детей с ФФН проявляли пассивность, не вступали в речевое общение.
40% детей с нормальным речевым развитием занимали активные позиции собеседника, при этом, проявляя устойчивое внимание к нему, интерес к его мнению. 40% детей участвует в общении чаще по инициативе других. 20% детей слушает и понимает собеседника, но сам неохотно вступает в диалог, не всегда ясно и последовательно выражает свои мысли. Необходимо при этом отметить то, что некоторые дети не могли свободно и непринужденно общаться с воспитателем. Проанализировав данную ситуацию, мы пришли к выводу о том, что причиной этому служили как индивидуальные особенности детей (тип темперамента, симпатии к воспитателю и т.д.), так, в немалой степени, и установки получаемые ребенком в семье.
Звуковая сторона речи у детей с ФФН нарушена, но степень нарушения разная. У одних детей речь понятна окружающим, у них страдают лишь сложные по артикуляции звуки, интонация сохранна. У других речь малопонятна, интонационно невыразительна, страдает большее количество звуков, относимых к разным фонетическим группам. Так 40% детей с ФФНР изолированно все звуки произносит правильно, но во фразовой речи иногда наблюдаются замены и искажения звуков, т.е. звуки недостаточно автоматизированы. Наблюдается неустойчивость и недостаточная четкость произношения. 60% детей имеют нарушение произношения отдельных звуков (1-4 звука) одной артикуляционной группы во всех позициях. Дети не договаривают слова или сокращает их.
Статьи по теме:
Анализ групповой коррекционно-профилактической работы
Тренинг в 6-А классе прошел успешно. Поставленные цели и задачи были достигнуты. Используемые упражнения, задания соответствовали им. 6-А класс состоит из 29 человек. Ребята увлеклись темой задания, контакт с ними было найти не очень трудно. Правила тренинговой группы предлагались мной на обсуждени ...
Материально-техническая подготовка к изучению темы
Формирование умений и навыков учащихся происходит прежде всего в процессе их учебно-производственного труда, связанного с использованием сырья и материалов, оборудования, инструментов, приспособлений, приборов и орудий труда. Все это составляет материально-технические средства производственного обу ...
Критерии индивидуального подхода к ученикам
Школьников, требующих индивидуального подхода, в соответствии с их индивидуальными особенностями можно объединить в следующие группы: 1. низкое качество мыслительной деятельности сочетается у этих учащихся с положительным отношением к учению и сохранением «позиции школьника. Среди этих учащихся, в ...