Организация и методы исследования детей с ФФН и в норме

Страница 6

Результаты обследования состояния лексики у дошкольников с нормальным речевым развитием показывают, что 90% детей контрольной группы справились с заданием, объем пассивного словаря в норме, лишь у Кати Б. обнаружены затруднения в построении бессоюзных сложных предложений и сложноподчиненных с придаточными места (с союзным словом где), условия (с союзом если).

Анализируя состояние грамматического строя у 60% детей экспериментальной группы низкий уровень развития, дети с ФФН пользуются в основном общеизвестными, наиболее часто употребляемыми в обиходе словами и выражениями; часто наблюдаются нарушения лексической сочетаемости; многие слова называют в приблизительном неточном значении; часто слова заменяют близкими по ситуации, назначению. У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием часто встречаются ошибки, указывающие на недостаточно полное овладение точными падежными формами, на смешение форм склонения, на неправильное согласование, управление. Выявляются ошибки согласования прилагательного с существительным в роде и падеже («я иглаю синей мятей» - «я играю синим мячем», «у меня нет синей мяти» - «у меня нет синего мяча»); согласования числительного с существительными («два рути» - «две руки», «пять руках» - «пять рук», «пат мидедь» - «пять медведей»); смешение родовой принадлежности существительных («де веды» - «два ведра»). Характерны также ошибки употребления предлогов: опускание («даю тетитькой» - «я играю с сестричкой», «паток лезит тумпе» - «платок лежит в сумке») замены («кубик упай и тая» - «кубик упал со стола»); недоговаривание («посля а уиса» - «пошла на улицу»).

У 20% детей с ФФН средний уровень, трудности составили уменьшительно-ласкательной формы и употребление предлогов с существительными. С этими заданиями дети самостоятельно не справились, с помощью педагога были обнаружены ошибки словоизменения. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов («деревко», «ведречко»), прилагательных («резинный мяч», «глинный кувшин», «стекловая ваза»). Они допускают много ошибок при употреблении приставочных глаголов (вместо переходит – идет, вместо переставляет – ставит).

2 детей с ФФН смогли выполнить задание на высоком уровне, так Боря И. и Алеша К. свободно выполняют упражнения на словообразование. Они изменяют основу слова для образования слов различных категорий (существительных, глаголов, прилагательных). Например: красный, краснеть, краснота; плавать, пловец, плавучий.

70% детей с нормальной речью справляются с заданиями на высоком уровне, дети знают и правильно выполняют образование прилагательных от существительных, причем не только обиходных слов (железо - железный, стеклянный, деревянный), но и менее употребительных в быту слов: ситцевый, снежный, бумажный, песочный, картонный, пластмассовый.

20% дошкольников при нормальном развитии речи владеют всеми типами склонений, т.е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности, которые встречаются у детей, касаются употребляемых существительных в родительном и. именительном падежах множественного числа (стулы, деревы, колесов, деревов).

Лишь Женя Ч. плохо знает основные формы согласования слов, допускают ошибки в согласовании существительных с прилагательными всех трех родов, существительных с числительными в именительном падеже.

Итак, при нормальном речевом развитии дети старшей группы свободно справляются с предъявляемыми заданиями. Уменьшительно-ласкательные суффиксы у всех детей с нормальным развитием также не вызвали затруднений. У большинства детей в норме сформирован навык словообразования: дети свободно образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (например, пальчик).

Таким образом, в процессе исследования установлено, что при нормальном онтогенезе у детей 5-6-ти лет происходит качественный скачок в психоречевом развитии, а также характерологические особенности личности, особенности поведения, коммуникативных способностей. Исследование показало, что формирование данных функций у детей с ФФН отстает от данного процесса у сверстников без речевой патологии. Отмеченные выше психолого-педагогические особенности дошкольного возраста мы учитывали на начальном этапе нашей работы при составлении перспективных планов, которые включают в себя литературный материал, работу над формированием фонематических процессов в совместной и самостоятельной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Понятие и сущность процесса обучения, его задачи
Сущность процесса обучения - это целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся, - организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся; - овладение научными знаниями умениями, навыками; -формирование нау ...

Возможности начального обучения в развитии творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения
Воспитание творческой активности у младших школьников имеет свои черты, обусловленные психологическими и физиологическими особенностями их развития. Исследованиями педагогов и психологов установлено, что творческая деятельность ребенка в различных сферах находится в зависимости от специфики возраст ...

Проблемы дошкольного образования на современном этапе
Изменения, произошедшие в сфере дошкольного образования за последние 15-20 лет, приобрели обширный и во многом необратимый характер. Можно констатировать, что все это пока не привело к структурированию системы дошкольного воспитания, к разумной реорганизации ее в новую систему дошкольного образован ...

Категории