Образ учителя в понимании педагогов и учащихся

Страница 1

Диагностическое обследование педагогов и учащихся образовательных учреждений осуществлялось по методике «Характеристики современного педагога» (Ф.М. Юсупов), анкете «Современный учитель, какой он?» (Р.В. Манеров) и проективной методике «Незаконченные предложения» (Р.В. Манеров). На основе данных по методике «Характеристики современного педагога» были составлены интеркорреляционные матрицы зависимости между интегральными характеристиками личности педагогов.

Результаты, полученные при использовании метода ранговой корреляции Ч. Спирмена по данным выборки педагогов, позволяют констатировать наличие следующих связей между характеристиками (см. табл. 1, прил. 1). В основе психологического портрета учителя лежат такие характеристики, как образованность, интеллектуальная гибкость, эмоциональная устойчивость, доверчивость, которые зависят от характеристики «широта взглядов».

«Эмоциональная открытость» связана с характеристиками «открытость в общении» (r=0,38), «направленность на других» (r=0,38), «доверчивость» (r=0,37), «рациональность» (r=0,48), «высокая саморегуляция» (r=0,31), «высокая самооценка» (r=0,33). Это может говорить о педагогической гибкости как одной из основных характеристик личности учителя.

Характеристика «высокая саморегуляция» значимо коррелирует с такими характеристиками, как «педагогическое творчество, креативность» (r=0,48), «высокая самооценка» (r=0,47), «трудолюбие» (r=0,46), «объективность оценки учащихся» (r=0,43) определяя тем самым сферу направленности педагога.

Очевидно, что в идеале каждый педагог видит себя компетентным специалистом с вполне конкретным набором характеристик. К ним относятся: «высокий уровень профессионализма» (при p ≤ 0,05), вступает в связь с характеристиками «образованность» (r=0,51), «педагогическое творчество, креативность» (r=0,54), «высокий уровень интеллекта» (r=0,48), «потребность в саморазвитии» (r=0,47).

Набор признаков, характеризующих внешние поведенческие качества педагогов, основан на взаимосвязи следующих параметров: признак «самодисциплина» взаимосвязан с признаком «добросовестность» (r=0,52), «трудолюбие» (r=0,71), «продуктивность деятельности» (r=0,41), «эмоциональная устойчивость» (r=0,48).

В ходе факторизации данных методом принципиальных компонент нами были выделены три фактора, общая дисперсия которых составляет 14,46%.

Первый фактор, дисперсия которого является наибольшей (7,54%), представлен одним признаком, который называется «высокая саморегуляция» (-0,66). Мы условно назовем его фактором «Саморегуляция».

Второй фактор имеет дисперсию (3,83%) и также представлен одним признаком «зависимость от мнения окружающих», имеющим наибольшую факторную нагрузку (-0,69). В силу такого распределения его можно обозначить фактором «Позиция».

Третий фактор (дисперсия 3,09%) также представлен одним признаком «добросовестность» (-0,71) с отрицательным знаком. Для профессии педагога важной является гармоничная выраженность добросовестности как свойства личности. Данный фактор может быть назван «Отношения». Результаты отражены в табл. 2.

Отраженные в интеркорреляционной матрице результаты исследования представлений учащихся позволяют обнаружить тенденцию к увеличению значимых связей между характеристиками, по сравнению с данными, полученными на выборке педагогов. Основными характеристиками остаются «высокий уровень профессионализма», «педагогическое творчество, креативность», «потребность в саморазвитии». Дополняют психологический портрет педагога характеристики «самосовершенствование в сфере педагогического труда», «открытость в общении», «общительность, открытость», «склонность к новшествам». Взаимосвязи между данными качествами носят положительный характер и указывают на взаимообусловленность их в структуре психологического портрета современного педагога.

Можно отметить, что такая характеристика как «открытость в общении», значимая для ученической выборки, выпадает из системы отношений между признаками по результатам корреляционного анализа представлений учителей о современном педагоге. Однако, такая характеристика как «высокая саморегуляция», которая являлась стержневой в характеристике учителями портрета современного педагога, потеряла свою значимость в выборке учеников. Результаты корреляционного анализа для выборки учащихся представлены в таблице 3.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Теории профессионально-важных качеств в трудах отечественных и зарубежных психологов
Педагогическая профессия относится к профессиям типа " Человек—Человек". Согласно Е.А. Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хороший самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении . способностью мысленно ставить себя на место друг ...

Андреа Бочели
Итальянский оперный певец Андреа Бочелли родился в 1958 году в Ладжатико в провинции Тоскана. Несмотря на слепоту, он стал одним из наиболее запоминающихся голосов современный оперы и поп-музыки. Бочелли одинаково хорошо удается и исполнение классического репертуара, и поп-баллад. Он записал дуэты ...

Подбор учебно-производственных работ
Подбор учебно-производственных работ имеет цель перевода рекомендаций и установок учебной программы производственного обучения (проекта содержания обучения) в собственное содержание процесса обучения. Это определяет важность и сложность этого элемента планирования. Сложность в том, что при этом нео ...

Категории