Образ учителя в понимании педагогов и учащихся

Страница 1

Диагностическое обследование педагогов и учащихся образовательных учреждений осуществлялось по методике «Характеристики современного педагога» (Ф.М. Юсупов), анкете «Современный учитель, какой он?» (Р.В. Манеров) и проективной методике «Незаконченные предложения» (Р.В. Манеров). На основе данных по методике «Характеристики современного педагога» были составлены интеркорреляционные матрицы зависимости между интегральными характеристиками личности педагогов.

Результаты, полученные при использовании метода ранговой корреляции Ч. Спирмена по данным выборки педагогов, позволяют констатировать наличие следующих связей между характеристиками (см. табл. 1, прил. 1). В основе психологического портрета учителя лежат такие характеристики, как образованность, интеллектуальная гибкость, эмоциональная устойчивость, доверчивость, которые зависят от характеристики «широта взглядов».

«Эмоциональная открытость» связана с характеристиками «открытость в общении» (r=0,38), «направленность на других» (r=0,38), «доверчивость» (r=0,37), «рациональность» (r=0,48), «высокая саморегуляция» (r=0,31), «высокая самооценка» (r=0,33). Это может говорить о педагогической гибкости как одной из основных характеристик личности учителя.

Характеристика «высокая саморегуляция» значимо коррелирует с такими характеристиками, как «педагогическое творчество, креативность» (r=0,48), «высокая самооценка» (r=0,47), «трудолюбие» (r=0,46), «объективность оценки учащихся» (r=0,43) определяя тем самым сферу направленности педагога.

Очевидно, что в идеале каждый педагог видит себя компетентным специалистом с вполне конкретным набором характеристик. К ним относятся: «высокий уровень профессионализма» (при p ≤ 0,05), вступает в связь с характеристиками «образованность» (r=0,51), «педагогическое творчество, креативность» (r=0,54), «высокий уровень интеллекта» (r=0,48), «потребность в саморазвитии» (r=0,47).

Набор признаков, характеризующих внешние поведенческие качества педагогов, основан на взаимосвязи следующих параметров: признак «самодисциплина» взаимосвязан с признаком «добросовестность» (r=0,52), «трудолюбие» (r=0,71), «продуктивность деятельности» (r=0,41), «эмоциональная устойчивость» (r=0,48).

В ходе факторизации данных методом принципиальных компонент нами были выделены три фактора, общая дисперсия которых составляет 14,46%.

Первый фактор, дисперсия которого является наибольшей (7,54%), представлен одним признаком, который называется «высокая саморегуляция» (-0,66). Мы условно назовем его фактором «Саморегуляция».

Второй фактор имеет дисперсию (3,83%) и также представлен одним признаком «зависимость от мнения окружающих», имеющим наибольшую факторную нагрузку (-0,69). В силу такого распределения его можно обозначить фактором «Позиция».

Третий фактор (дисперсия 3,09%) также представлен одним признаком «добросовестность» (-0,71) с отрицательным знаком. Для профессии педагога важной является гармоничная выраженность добросовестности как свойства личности. Данный фактор может быть назван «Отношения». Результаты отражены в табл. 2.

Отраженные в интеркорреляционной матрице результаты исследования представлений учащихся позволяют обнаружить тенденцию к увеличению значимых связей между характеристиками, по сравнению с данными, полученными на выборке педагогов. Основными характеристиками остаются «высокий уровень профессионализма», «педагогическое творчество, креативность», «потребность в саморазвитии». Дополняют психологический портрет педагога характеристики «самосовершенствование в сфере педагогического труда», «открытость в общении», «общительность, открытость», «склонность к новшествам». Взаимосвязи между данными качествами носят положительный характер и указывают на взаимообусловленность их в структуре психологического портрета современного педагога.

Можно отметить, что такая характеристика как «открытость в общении», значимая для ученической выборки, выпадает из системы отношений между признаками по результатам корреляционного анализа представлений учителей о современном педагоге. Однако, такая характеристика как «высокая саморегуляция», которая являлась стержневой в характеристике учителями портрета современного педагога, потеряла свою значимость в выборке учеников. Результаты корреляционного анализа для выборки учащихся представлены в таблице 3.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Лица с ограниченными возможностями в науке
Константин Эдуардович Циолковский родился 5 (17) сентября 1857 в селе Ижевское под Рязанью. Начальным образованием Кости и его братьев занималась мама. Именно она научила Константина читать и писать, познакомила с началами арифметики. Читать Костя выучился по «Сказкам» А. Н. Афанасьева, причём мать ...

Проблемы дошкольного образования на современном этапе
Изменения, произошедшие в сфере дошкольного образования за последние 15-20 лет, приобрели обширный и во многом необратимый характер. Можно констатировать, что все это пока не привело к структурированию системы дошкольного воспитания, к разумной реорганизации ее в новую систему дошкольного образован ...

Первые станции юннатов
Юннатское движение прошло сложный путь в своем становлении. В дореволюционной России юннатского движения не было – были отдельные любители природы, не объединенные общими идеями, стремлениями; не было организаций и учреждений, помогавших развивать любовь и интерес к природе у детей и подростков. По ...

Категории