Особенности формирования фонематических представлений у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Теория образования » Особенности формирования фонематических представлений у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). Кроме того, известно, что дети с ФФН представляют наиболее распространенную группу риска по дисграфии и дислексии при обучении в школе, т.к. между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная взаимосвязь. Этой категории детей свойственны следующие трудности при овладении чтением: они не могут слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы им уже известны. Такие дети читают, набирая слова по буквам, и при этом допускают специфические ошибки.

У детей, входящих в эту группу, при внешне благополучном произношении наблюдаются значительные затруднения в восприятии звуков, которые без внимательного изучения могут остаться незамеченными. Именно такие дети часто неожиданно для окружающих оказываются неуспевающими по письму и чтению. У детей с ФФН основным препятствием к овладению навыком письма и чтения является недостаточное развитие фонематического слуха. Они обладают так называемым первичным фонематическим слухом, который им обеспечивает понимание речи и повседневное общение, но недостаточен для развития более высоких его форм, необходимых для разделения звукового потока речи на слова, слова на составляющие его звуки, установления порядка звуков в слове. Они не готовы к выполнению специальных умственных действий по анализу звуковой структуры слова.

Так, анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6 летнего возраста, не овладевшие в нормальные сроки звуковой стороны языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как, правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слов. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звукобуквенного анализа.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии, а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период.

У детей с ФФН, как показали специальные исследования, фонематическое восприятие необходимо последовательно развивать, используя логопедические приемы в определенной системе, предполагающей сочетание коррекции произношения и формирования широкой ориентировки детей в языковой действительности. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФН включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко).

Итак, фонетико-фонематическое недоразвитие является сложным речевым расстройством. На сегодняшний день эта проблема требует дальнейшего углубленного изучения, так как недостатки речи весьма затрудняют взаимоотношения ребенка с окружающими, накладывают тяжелый отпечаток на его характер, рождают неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь негативные последствия для его речевого и психологического развития.

В силу ряда причин проблема формирования фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием, нуждающихся в коррекционной помощи является актуальной, так как недостаточно глубоко изучена, и количество детей с этим речевым нарушением увеличивается.

Таким образом, актуальность выбранной проблемы определяется особенностью формирования всей фонематической системы ребенка, а в дальнейшем и процессом овладения устной и письменной речью включая развитие фонематического восприятия.

Целью исследования является изучение особенностей формирования фонематических процессов и их коррекция у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Предмет исследования: особенности развития фонематических процессов у старших дошкольников с ФФН.

Объект исследования: особенности формирования навыков фонематического восприятия и звуковой культуры у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Гипотеза: логопедическая работа по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФН будет эффективной, если в системе коррекционного обучения использовать продуктивные методы и приёмы работы, основанные на учёте сформированности звукопроизношения, представлений о звуковом составе слова, состоянии лексико-грамматического строя речи.

Формирование комплекса коррекционных мероприятий происходит под влиянием включения языковой способности в коррекционно-логопедическую работу с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

В соответствии с целью исследования поставлены задачи:

1. Определить научно-теоретические основы изучаемой проблемы развития фонетико-фонематической стороны речи, нарушений звуковой культуры речи, развития неречевых функций и фонематического восприятия у дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.

2. Выявить особенности фонетико-фонематического развития речи, звукового состава и грамматического строя у детей с ФФН в сравнении с детьми с нормальным речевым развитием;

4. Разработать направления и содержание логопедической работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФН;

6. Провести сопоставительный анализ показателей речевого развития у детей с ФФНР и с нормальным речевым развитием.

База исследования: муниципальное дошкольное учреждение д/с комбинированного вида №113 «Рябинка» г. Москвы. Были исследованы 10 дошкольников старшей группы с ФФН и 10 дошкольников старшей группы не имеющих речевых патологий (контрольная группа).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:

- изучение литературы по теме исследования; эмпирические методы: наблюдение, констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты;

- количественный и качественный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов, статистический анализ результатов при определении средних величин.

Теоретически обоснована, разработана и апробирована дифференцированная методика определения и формирования фонематических процессов у детей с ФФН и с нормальным речевым развитием с учётом онтогенетического хода развития, структуры первичного дефекта и индивидуальных возможностей детей.

В исследовании дана характеристика состояния особенности развития речевой стороны дошкольников с ФФН. Доказана эффективность применения методической системы приёмов с использованием коррекционных мероприятий, реализуемой в логопедической работе с детьми с ФФНР для усвоения правильного звукопроизношения и фонематических процессов, лексико-грамматической стороны.

Практическая значимость работы состоит в том, чтобы экспериментально получить данные, которые важны для разработки методов коррекционного воздействия при изучении особенностей формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

Результаты данного исследования могут быть использованы в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), в практике работы общеобразовательных и специализированных учебных заведений в процессе взаимодействия родителей и специалистов ДОУ, в системе повышения квалификации работников образования, всем, интересующимся проблемами развития речи у дошкольников и исправления ее недостатков.

Статьи по теме:

Звуковые средства
Содержанием звуковых средств обучения является учебная информация, которая может быть передана посредством слова, музыки или других звуковых сигналов. Учебные радиопередачи, грамм - и магнитные записи обладают максимальными дидактическими возможностями при передаче по предметам гуманитарного цикла. ...

Овладение ребенка речью
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды. В раннем детстве у ребенка возникают потребности о ...

Характеристика положения детей в современной России
Дети являются одной из самых слабозащищенных категорий населения. Положение детей в современной России можно охарактеризовать следующим образом. Главной особенностью социально-демографической характеристики детей можно назвать сокращение численности доли детей и подростков в результате резкого паде ...

Категории