Музыка в школе – одно из средств эстетического воспитания и образования учащихся, с помощью которого формируются и развиваются музыкальные способности детей, прививается любовь и интерес к музыке, приобретаются первые навыки и умения коллективного исполнения музыкальных произведений.
Слово «музыка» греческого происхождения (буквально «искусство муз»). В искусствоведческой литературе под музыкой понимается вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов (звуков определенной высоты) .
Природный и человеческий мир наполнены звуками. Система музыкальных звуков складывалась исторически. В нее вошли особые звуки: переработанные, построенные в определенной связи, располагающиеся в определенном порядке. По силе воздействия на людей музыка лидирует среди многих других искусств .
Возможности музыки в сравнении с другими видами искусств специфичны. Ее образы не имеют конкретной изобразительности и достаточно абстрактны, отвлеченны. Музыка не изображает реальные предметы. В ней передается восприятие событий, характеров, судеб, предметов в обобщенном смысле. Она воплощает обобщенный образ эмоционального переживания мира в специфически музыкальной форме. Не случайно немецкий композитор Р. Шуман говорил, что там, где кончается слово, начинается музыка. Слова порой бессильны передать глубину человеческого духа и сердца. И только музыке оказывается доступен мир неизреченного, несказанного .
Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, особенно на ребенка, на его чувства и душевное состояние говорили во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того, насколько близка ему та или иная музыка.
Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитанию нравственно – эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей школьников.
Музыка выражает огромную гамму чувств, переживаний, состояний, окрашенных глубиной переживания автора – композитора, или народа. Музыка рисует в ярких образах окружающую действительность, быт людей, явления и объекты природы. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, называя музыку могучим средством эстетического воспитания, писал: «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания».
Через чувство музыка оказывает безусловное влияние на конкретные поступки, действия, на формирование мировоззрения и мироощущения школьников.
В отличие от других искусств музыка, не прибегая к описаниям внешних проявлений разных процессов, создает свой «язык», прямо переводящий весь внутренний мир, все переживания на язык звуков. Музыка – это эмоции, волевые порывы и другие душевные движения, как бы вырванные из сердца, приобретшие «самостоятельное бытие» в форме гармоничного музыкального произведения, понятного каждому музыкально развитому человеку .
Музыка начала свое существование как великий организатор поведения, движений человека. В музыке скрыт могучий стимулятор человеческой деятельности: от простейших форм физического труда до высших форм научного и художественного творчества.
Содержание музыки составляют художественно – интонационные образы, то есть запечатленные в осмысленных звучаниях (интонациях) результаты отражения, преобразования и эстетической оценки объективной реальности в сознании музыканта.
Главенствующую роль в содержании музыки играют «художественные эмоции» - отобранные в соответствии с возможностями и целями искусства, очищенные от случайных моментов и осмысленные эмоциональные состояния. Именно через них слушатель получает возможность эстетически «пережить» различные стороны действительности, отражение которой в музыке происходит посредством показа душевного мира человека.
Статьи по теме:
Взаимосвязь оценки учителя и самооценки младшего школьника
Оценивая знания учитель одновременно оценивает личность, ее возможности и место среди других. Именно так воспринимаются оценки детьми. Ориентируюсь на оценки учителя, дети сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных или нестарательных и т.д. Можно выделить 3 ...
Общее сведения о средствах контроля успеваемости студентов
Контролирование, оценивание знаний, умений обучаемых включаются в диагностирование как необходимые составные части. Это очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание является непременными спутниками школы, сопровождают ее развитие. Т ...
Содержание формы и методы формирования эстетических знаний и умений у
младших школьников в процессе изучения технологии обработки природных
материалов
Трудовое обучение имеет большие возможности для воспитания развития личности ребенка. В процессе занятий на уроках труда у учащихся развиваются внимание, наблюдательность, пространственные представления, воображение сообразительность, фантазия, творчество. Особое внимание необходимо уделить воспита ...