Специфика музыки и ее возможности в эстетическом воспитании младших школьников

Теория образования » Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыки » Специфика музыки и ее возможности в эстетическом воспитании младших школьников

Страница 1

Музыка в школе – одно из средств эстетического воспитания и образования учащихся, с помощью которого формируются и развиваются музыкальные способности детей, прививается любовь и интерес к музыке, приобретаются первые навыки и умения коллективного исполнения музыкальных произведений.

Слово «музыка» греческого происхождения (буквально «искусство муз»). В искусствоведческой литературе под музыкой понимается вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов (звуков определенной высоты) .

Природный и человеческий мир наполнены звуками. Система музыкальных звуков складывалась исторически. В нее вошли особые звуки: переработанные, построенные в определенной связи, располагающиеся в определенном порядке. По силе воздействия на людей музыка лидирует среди многих других искусств .

Возможности музыки в сравнении с другими видами искусств специфичны. Ее образы не имеют конкретной изобразительности и достаточно абстрактны, отвлеченны. Музыка не изображает реальные предметы. В ней передается восприятие событий, характеров, судеб, предметов в обобщенном смысле. Она воплощает обобщенный образ эмоционального переживания мира в специфически музыкальной форме. Не случайно немецкий композитор Р. Шуман говорил, что там, где кончается слово, начинается музыка. Слова порой бессильны передать глубину человеческого духа и сердца. И только музыке оказывается доступен мир неизреченного, несказанного .

Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, особенно на ребенка, на его чувства и душевное состояние говорили во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того, насколько близка ему та или иная музыка.

Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитанию нравственно – эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей школьников.

Музыка выражает огромную гамму чувств, переживаний, состояний, окрашенных глубиной переживания автора – композитора, или народа. Музыка рисует в ярких образах окружающую действительность, быт людей, явления и объекты природы. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, называя музыку могучим средством эстетического воспитания, писал: «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания».

Через чувство музыка оказывает безусловное влияние на конкретные поступки, действия, на формирование мировоззрения и мироощущения школьников.

В отличие от других искусств музыка, не прибегая к описаниям внешних проявлений разных процессов, создает свой «язык», прямо переводящий весь внутренний мир, все переживания на язык звуков. Музыка – это эмоции, волевые порывы и другие душевные движения, как бы вырванные из сердца, приобретшие «самостоятельное бытие» в форме гармоничного музыкального произведения, понятного каждому музыкально развитому человеку .

Музыка начала свое существование как великий организатор поведения, движений человека. В музыке скрыт могучий стимулятор человеческой деятельности: от простейших форм физического труда до высших форм научного и художественного творчества.

Содержание музыки составляют художественно – интонационные образы, то есть запечатленные в осмысленных звучаниях (интонациях) результаты отражения, преобразования и эстетической оценки объективной реальности в сознании музыканта.

Главенствующую роль в содержании музыки играют «художественные эмоции» - отобранные в соответствии с возможностями и целями искусства, очищенные от случайных моментов и осмысленные эмоциональные состояния. Именно через них слушатель получает возможность эстетически «пережить» различные стороны действительности, отражение которой в музыке происходит посредством показа душевного мира человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Психологическая диагностика в системе предпрофильной подготовки
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учёба в школе выявляет избирательное отношен ...

Формирование нравственных ценностей как основа нравственного воспитания младших школьников
Интенсивное социальное развитие нашего общества повышает требования к формированию активной, созидающей, компетентной личности, которая может самостоятельно регулировать собственное поведение и деятельность, определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации. В Концепции Федераль ...

Нейролингвистическая точка зрения
Рассматривая проблему с наиболее продуктивной на сегодняшний день нейролингвистической точки зрения, представляется правомерным поставить следующий вопрос: "…что же все-таки является причинным для развития сенсорной афазии - фонематический слух или речевая слуховая агнозия, и могут ли они быть ...

Категории