Развитие устной речи глухих детей в семье

Теория образования » Процесс развития устной речи глухих дошкольников » Развитие устной речи глухих детей в семье

Страница 1

О необходимости раннего обучения глухого ребенка в семье, развитии его речи говорили В.И. Флери, Н.А., Е.Ф. и Ф.А. Рау, Б.Д. Корсунская, А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Н.Д. Шматко и другие. Исследователи данной проблемы указывали на значительные возможности семейного воспитания глухих детей раннего и дошкольного возраста. Эти возможности обусловлены ранним началом общеразвивающей и коррекционной работы, созданием речевой среды в семье, использованием слуховых аппаратов, длительной работой по развитию речевого слуха как основы для развития навыков слухозрительного восприятия речи и формирования ее произносительной стороны.

Одним из главных условий проведения работы по развитию речи и слуха в семье является организация слухо-речевой среды, предполагающей постоянное речевое общение с ребенком при условии использования слуховых аппаратов.

Работа по развитию речи детей младенческого возраста направлена на развитие зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого, его речи, предметах; формирование потребности в общении, развитие способности подражать предметным и речевым действиям взрослого, появление у ребенка голосовых реакций, лепета; понимание значений некоторых лепетных и полных слов. Это длительная систематическая работа, которая проводится в процессе общения с ребенком в течение всего дня.

Правильное организованное общение с ребенком 2-3 года жизни в процессе предметной деятельности или игры является стимулом к пониманию речи взрослого и формирования собственной речи ребенка. Этот период имеет большое значение для развития речи неслышащего ребенка. В связи с познанием разных предметов и явлений у ребенка появляется словарь их названий, действий с ними.

Формирование произносительных навыков у глухих малышей проводится прежде всего по подражанию взрослому, при условии использования слуховых аппаратов. Активизация голосовых реакций малыша происходит в процессе общения, когда взрослый «разговаривает» с ребенком, используя различные звуки и звукосочетания, сочетая их с элементами гимнастики. Важной задачей работы над устной речью ребенка старше 1,5-2 лет является формирование потребности в устном общении. Поэтому в процессе игр и бытовых действий взрослый называет игрушки, предметы, действия, побуждает по подражанию называть их. Подражание речи тесно связано с подражанием движениям, предметным действиям. По мере овладения таким подражанием взрослому ребенок выполняет движения в сочетании их с произнесением звуков, слогов, лепетных слов. С этого времени начинаются занятия фонетической ритмикой. При проведении фонетической ритмики произнесение звуков, слогов, фраз сочетается с определенными движениями (прием работы над произношением).

Развитие слухового восприятия имеет большое значение для формирования механизмов восприятия речи и произношения. Важнейшим условием развития слуха ребенка является раннее использование слуховых аппаратов. Ношение аппарата будет улучшать гуление, лепет ребенка в процессе общения взрослых с ним. С малышами начинают проводить и специальные упражнения, направленные на умение реагировать на звучание игрушек, на свое имя, слушать лепетные слова и звукоподражания.

Более систематическая работа начинается на 2 году жизни ребенка.

Его учат различать лепетные и полные слова, обозначающие знакомые предметы. Робота по развитию слухового восприятия тесно связана с формированием произносительной стороны речи: малыша побуждают повторять услышанные слова. Детей учат реагировать и понимать значение различных бытовых шумов, звуков природы, сигналов транспорта.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Самоанализ урока технологии Тема урока: Строгание древесины
Цель урока: «Изучить с учащимися инструменты для строгания; научить приемам строгания. Способствовать развитию интеллектуальных качеств личности, формированию умений и навыков работы с инструментом. Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических качеств личности». Считаю, что ком ...

Соотношение педагогической науки и педагогической практики в социальном пространстве
Сегодня уже никто не подвергает сомнению научный статус педагогики. Спор перешел в плоскость соотношения науки и педагогической практики. Слишком неоднозначными оказываются реальные достижения воспитателей: в одном случае они обусловлены глубокими знаниями и умелым применением педагогической теории ...

Личностно-ориентированный подход к содержанию образования
В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Этот подход нашел отражение в работах И.Я. Лернера и М.Н.Скаткина, В.С. Леднева, Б.М. Бим-Бада и А.В.Петровского. Так, И.Я. Лернер и М.Н. ...

Категории