Процесс развития устной речи глухих дошкольников

Теория образования » Процесс развития устной речи глухих дошкольников

Важной задачей обучения и воспитания глухих детей является формирование у них устной речи, которая представляла бы собой полноценное средство общения и орудие мышления. Значение устной речи как средства общения с окружающими, базы для овладения языком, условия развития мышления глухих детей раскрыто в работах Ф.А, Рау, Ф.Ф. Рау, В.И. Бельтюкова, К.А. Волковой, Н.Ф. Слезиной,

Ж.И. Шиф, Р.М. Боскис и др. Методы формирования устной речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста описаны Н.А. Рау, Е.Ф. Рау, Н.И. Беловой, Э.И Леонгард, А.Д. Салаховой, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымской и др.

Известно, что речь находится в непосредственной связи и взаимозависимости со слухом. Рождаясь на свет, ребенок уже имеет определенную предуготованность для согласованной работы речедвигательного и слухового анализаторов. Однако, для того чтобы эта предуготованность превратилась в обычных условиях в реальное взаимодействие слуховой и речевой функций, необходимо, чтобы в период формирования речи оба анализатора во всех своих звеньях функционировали нормально. Особая значимость работы по развитию устной речи для глухих детей определяется тем, что в силу отсутствия слуховой функции речь таких детей (если не осуществляется специальное обучение) или вообще не развивается, или распадается, или, наконец, хотя и развивается, имеет отклонения от нормы. Отсутствие или недоразвитие устной речи у глухих детей влечет за собой недоразвитие у них абстрактно-логического мышления, отставание в общем психическом развитии. Вот почему задача формирования устной речи у глухих детей приобретает особую значимость.

Задача развития речи сводится к организации таких педагогических мероприятий, которые обеспечили бы формирование устной речи. В этой связи важно выяснить, какими возможностями обладают глухие дети для развития устной речи.

Глухота влечет за собой настолько тяжелые последствия для устной речи и ее развития у ребенка, что без специального педагогического вмешательства они оказываются непреодолимыми. Без специальной последовательной работы устная речь глухих дошкольников не имеет тенденций к улучшению и не может быть средством общения и развития ребенка. Поэтому необходимо создавать благоприятные психолого-педагогические условия для развития устной речи глухих дошкольников, которые откроют ребенку возможность речевого общения с окружающими и неограниченного дальнейшего умственного развития.

Проблема исследования. Какие условия будут способствовать развитию устной речи глухих дошкольников.

Объект: процесс развития устной речи глухих дошкольников.

Предмет: психолого-педагогические условия развития устной речи глухих дошкольников.

Цель: определение психолого-педагогических условий развития устной речи глухих дошкольников.

Задачи: 1) изучить теоретические аспекты исследования устной речи глухих дошкольников в трудах отечественных и зарубежных ученых;

2) теоретически обосновать влияние психолого-педагогических условий на развитие устной речи глухих дошкольников;

3) определить уровень развития устной речи глухих детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза. Мы предполагаем, что если будут созданы психолого-педагогические условия для развития устной речи, то глухой ребенок овладеет устной речью, что способствует наиболее полному включению глухого в общество слышащих, оказывает положительное влияние на формирование всей его личности.

Методы исследования:

1. Теоретические.

· Анализ и синтез психолого-педагогической литературы;

· Реферирование;

2. Практические.

· Наблюдение;

· Педагогический эксперимент;

· Метод качественной и количественной обработки результатов.

Статьи по теме:

Проблемы обучения и воспитания детей
Исследования в области коррекционного обучения детей со сложной структурой дефекта базируются на методологических, теоретических и методических подходах, разработанных в дефектологии в предшествующие десятилетия применительно к обучению слепоглухих детей, так как именно в этой области были достигну ...

Особенности развития детей дошкольного возраста
В данном параграфе следует подробно изучить материал, освещающий переход детей от раннего детства к дошкольному возрасту и выявить общие условия развития ребенка-дошкольника, поскольку игровая деятельность в дошкольном возрасте является, в нашем понимании, проявлением проистекающих на данном этапе ...

Игровая форма организации экологического образования младших школьников
В настоящее время в педагогических исследованиях большое внимание уделяется игровым формам непрерывного экологического образования. Содержание игр по ознакомлению с окружающим миром разнообразно. В них ярко отражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Игра − важное средство ф ...

Категории