Важной задачей обучения и воспитания глухих детей является формирование у них устной речи, которая представляла бы собой полноценное средство общения и орудие мышления. Значение устной речи как средства общения с окружающими, базы для овладения языком, условия развития мышления глухих детей раскрыто в работах Ф.А, Рау, Ф.Ф. Рау, В.И. Бельтюкова, К.А. Волковой, Н.Ф. Слезиной,
Ж.И. Шиф, Р.М. Боскис и др. Методы формирования устной речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста описаны Н.А. Рау, Е.Ф. Рау, Н.И. Беловой, Э.И Леонгард, А.Д. Салаховой, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымской и др.
Известно, что речь находится в непосредственной связи и взаимозависимости со слухом. Рождаясь на свет, ребенок уже имеет определенную предуготованность для согласованной работы речедвигательного и слухового анализаторов. Однако, для того чтобы эта предуготованность превратилась в обычных условиях в реальное взаимодействие слуховой и речевой функций, необходимо, чтобы в период формирования речи оба анализатора во всех своих звеньях функционировали нормально. Особая значимость работы по развитию устной речи для глухих детей определяется тем, что в силу отсутствия слуховой функции речь таких детей (если не осуществляется специальное обучение) или вообще не развивается, или распадается, или, наконец, хотя и развивается, имеет отклонения от нормы. Отсутствие или недоразвитие устной речи у глухих детей влечет за собой недоразвитие у них абстрактно-логического мышления, отставание в общем психическом развитии. Вот почему задача формирования устной речи у глухих детей приобретает особую значимость.
Задача развития речи сводится к организации таких педагогических мероприятий, которые обеспечили бы формирование устной речи. В этой связи важно выяснить, какими возможностями обладают глухие дети для развития устной речи.
Глухота влечет за собой настолько тяжелые последствия для устной речи и ее развития у ребенка, что без специального педагогического вмешательства они оказываются непреодолимыми. Без специальной последовательной работы устная речь глухих дошкольников не имеет тенденций к улучшению и не может быть средством общения и развития ребенка. Поэтому необходимо создавать благоприятные психолого-педагогические условия для развития устной речи глухих дошкольников, которые откроют ребенку возможность речевого общения с окружающими и неограниченного дальнейшего умственного развития.
Проблема исследования. Какие условия будут способствовать развитию устной речи глухих дошкольников.
Объект: процесс развития устной речи глухих дошкольников.
Предмет: психолого-педагогические условия развития устной речи глухих дошкольников.
Цель: определение психолого-педагогических условий развития устной речи глухих дошкольников.
Задачи: 1) изучить теоретические аспекты исследования устной речи глухих дошкольников в трудах отечественных и зарубежных ученых;
2) теоретически обосновать влияние психолого-педагогических условий на развитие устной речи глухих дошкольников;
3) определить уровень развития устной речи глухих детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза. Мы предполагаем, что если будут созданы психолого-педагогические условия для развития устной речи, то глухой ребенок овладеет устной речью, что способствует наиболее полному включению глухого в общество слышащих, оказывает положительное влияние на формирование всей его личности.
Методы исследования:
1. Теоретические.
· Анализ и синтез психолого-педагогической литературы;
· Реферирование;
2. Практические.
· Наблюдение;
· Педагогический эксперимент;
· Метод качественной и количественной обработки результатов.
Статьи по теме:
Возрастные особенности в использовании индивидуального подхода
При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные возможности , ближайшие перспективы. Известно, что максимально благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств – в младшем школьном возра ...
Взаимосвязь руководителя изостудии с воспитателями групп
Девиз программы «Детство», «Чувствовать – Познавать – Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка. Большую роль в пробуждении детей, стимулировании воображений, желания включатся в творческую деятельность, играет линия Познания. В дошкольном возрасте процесса познания ...
Цель, задачи,
содержание и методика экспериментального исследования
Цель: Изучение особенностей представлений о форме, цвете и величине младших школьников с интеллектуальным недоразвитием. Задачи: 1. Выявить уровень сформированности представлений о цвете. 2. Выявить уровни сформированности представлений о форме. 3. Выявить уровень сформированности представлений о в ...