Методы обучения глухих дошкольников устной речи

Теория образования » Процесс развития устной речи глухих дошкольников » Методы обучения глухих дошкольников устной речи

Страница 1

Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.

В дошкольной сурдопедагогике рассматривается использование общедидактических методов для развития речи глухих детей, такие как наглядные, словесные, практические, а также специфических методов обучения глухих детей устной речи: аналитические, синтетические, аналитико-синтетические.

К наглядным методам и приемам обучения относятся наблюдение, рассматривание предметов, явлений, картин, демонстрация слайдов, диафильмов, а также использование ряда приемов, в основе которых лежит выполнение действий по подражанию, показ способа действий и др.

Метод наблюдений используется во всех формах воспитательно-образовательной работы с детьми. В процессе наблюдений формируются основные представления и знания неслышащих детей. Проведение наблюдений с детьми связано с другими методами и приемами: практическими, связанными с чувственным познанием предметов и их свойств в разных видах деятельности, и словесными, так как наблюдения сопровождаются речевым общением педагога с детьми.

В качестве распространенного методического приема применяется рассматривание картин. Процесс восприятия и понимания картин всегда связан с обогащением словаря, уточнением значений слов и фраз, развитием разговорной и описательно-повествовательной формы речи.

В дошкольных учреждениях широко используются демонстрация предметов, картин, диафильмов, слайдов, что способствует речевому развитию детей.

К наглядным методам обучения относится и ряд приемов, в процессе которых используется выполнение действий детьми по подражанию и по образцу. Подражание и образец активно помогают в развитии речи, формировании произносительных навыков.

К группе практических методов относятся различные виды предметной и продуктивной деятельности, игры, элементарные опыты, моделирование.

Для формирования речи особое значение имеют действия с предметами, педагог организует различные действия с предметами с целью формирования или уточнения представлений о свойствах и качествах предмета.

Использование изобразительной и конструктивной деятельности в обучении языку способствует более успешному усвоению и запоминанию материала.

Использование игрового метода в обучении языку, развитии слухового восприятия, формировании произношения способствует эффективному усвоению материала.

Использование элементарных опытов оказывает влияние на развитие речи. Умение детей сопоставлять, делать выводы и заключения требует не только понимания причинно-следственных связей, но и умения выразить их с помощью речевых средств.

Словесные методы занимают большое место в воспитании и обучении детей с нарушениями слуха, потому что их использование связано с организацией речевого общения с детьми. Однако их применение в дошкольных учреждениях для глухих детей тесно связано с практическими и наглядными методами. К словесным методам относятся беседа, рассказ педагога, чтение детей и взрослых, рассказывание и объяснение педагога.

Методы, применяемые в дошкольных учреждениях для глухих детей, можно рассматривать в различных аспектах. Особенность метода может выражаться во взаимоотношении устной речи с другими видами словесной речи, в решении вопроса об аналитическом и синтетическом подходе к формированию устной речи, в принципе отбора материала устной речи, наконец, в определении роли различных анализаторов в качестве сенсорной базы для усвоения глухими детьми устной речи.

Первоначальное обучение устной речи осуществляется в связи с формированием словесной речи в дактильном ее виде.

Такой подход дает возможность детям быстро накопить большой речевой материал, пригодный для целей общения. Синхронное дактилирование и устное проговаривание педагогом слов, а также побуждение детей к их отраженному устно-дактильному воспроизведению способствуют привлечению внимания к видимым речевым движениям, к звучанию речи, воспринимаемому с помощью остаточного слуха (при использовании усилительной аппаратуры), содействует активизации речевого аппарата детей, усвоению ими звукового и речедвигательного контура слов.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Дизартрия – понятие, причины возникновения, классификация клинических форм
Дизартрия – это нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Термин "дизартрия" образован от греческих слов arthson – сочленение и dys – частица, означающая расстройство. Это неврологический термин, т.к. возникает ...

Почему эта проблема актуальна для дошкольного учреждения
Руководствуясь программой «Детство», которая предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования, для ограниченного вхождения ребенка в современный мир не последнее место занимает художественн ...

Понятие, основные причины и формы ДЦП
Термин детский церебральный паралич впервые был введен Зигмундом Фрейдом в 1893 г. Детский церебральный паралич тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте. Термин детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двига ...

Категории