Память и особенности её развития у дошкольников

Страница 1

Память является одним из важнейших психических процессов. «Без памяти, - писал С.Л.Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». По словам П.П.Блонского, память «подобна мостику, перекинутому от сравнительно простых психических процессов (зрения, слуха, движений) к сложнейшим, свойственным лишь человеку высшим психическим функциям: речи, мысли, воли».

Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Она выступает в качестве предпосылки формирования индивидуальности и личности человека; это необходимое условие накопления опыта, формирования сознания человека. В процессе разносторонней деятельности в памяти человека откладывается новый материал, обогащающий его опыт. Человек постоянно пользуется теми знаниями о мире, которые он накопил раньше .

Память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, поэтому формы ее проявления чрезвычайно многообразны. Существует несколько основных подходов к классификации памяти. По мнению А.Г.Маклакова в настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

1) по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную. Здесь имеет значение участие воли в процессах запоминания и воспроизведения. Непроизвольная память осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. В случае произвольной памяти такая цель присутствует, а сам процесс требует волевого усилия.

2) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную. Кратковременная память - характеризуется хранением информации в течение короткого промежутка времени. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти - хранение информации в течение практически неограниченного срока. Оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней.

3) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную (зрительная, слуховая, осязательная и т.д.) и словесно-логическую. Двигательная память участвует в формировании двигательных умений и навыков. Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается легче и на более длительный срок. Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей.

Все виды памяти тесно связаны друг с другом и не существуют независимо друг от друга. Например, когда мы овладеваем какой-либо двигательной деятельностью, мы опираемся не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, поскольку в процессе овладения деятельностью мы запоминаем не только движения, но и данные нам объяснения, наши переживания и впечатления. Поэтому в каждом конкретном процессе все виды памяти взаимосвязаны .

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Отражение нравственных ценностей в произведениях В. А. Осеевой
Формирование нравственных ценностей − это многогранный процесс, который требует целенаправленного воздействия, нравственного соотношения объективного и субъективного факторов в воспитании, постоянного учета (в формах и методах воспитательной работы) тех изменений, которые происходят в жизни. ...

Особенности младших школьников с умственной отсталостью
Младший школьный возраст имеет специфические особенности развития. Лев Семенович Выготский (1896-1934) предложил возрастную периодизацию, основанную на теории культурно-исторического развития психики ребенка и учете трех факторов - условий, источника и движущих сил психического развития ребенка, ди ...

Деятельность Дьюи в Чикагский период
Десятилетний чикагский период Джона Дьюи (1894 - 1904), представленный в специальной коллекции архива Чикагского университета в письмах (всего 143 наименования), вызывает огромный интерес у исследователей творчества американского реформатора. Чикагская декада сыграла огромную роль в становлении Джо ...

Категории