Двигательная память у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Теория образования » Двигательная память у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

При обучении детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо учитывать сложную структуру дефекта, которая включает в себя не только нарушение речевой функции, но и психических процессов таких, как память, восприятие и др., а при ряде речевых нарушений и выраженную моторную неловкость.

М.М.Кольцовой, после проведения исследований, был сделан вывод о том, что движения являются важным средством, способствующим развитию мозга в целом, а также таких функций как речь и мышление. Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, Т.В.Розанова также указывали на стимулирующее влияние движений пальцев рук на процесс созревания коры головного мозга.

Развивая мелкую моторику, мы одновременно развиваем двигательную память или память на движения. В случае несформированности двигательной памяти становиться невозможным выполнение цепочки последовательных действий, они не автоматизируются. Такое состояние определяет и речевое развитие ребенка, что проявляется в трудностях при запоминаниях артикуляционных укладов звуков, кинестетических ощущений. Ребенку трудно выполнить тонкие дифференцированные движения органов артикуляции. Все это ведет к нарушению звукопроизношения.

Произнесение звуков речи требует координации движений губ, языка, гортани, полостей рта и носоглотки, дыхательных движений. Благодаря двигательной памяти мы можем скоординировать эти движения.

Устранение недостатков произношения в дошкольном возрасте имеет важное значение. Задержка в формировании фонетического уровня у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, что может приводить к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи.

Одним из средств устранения недостатков звукопроизношения является логопедическая ритмика, которая стимулирует и корригирует ритмические рефлексы, чувство ритма, нейродинамику, мелкую и общую моторику, содействует интеллектуальному, нравственному, физическому, трудовому воспитанию. Для того чтобы занятия по логопедической ритмике были более эффективны, необходимо, чтобы у ребенка была хорошо развита двигательная память. В то же время и занятия по логопедической ритмике способствуют ее развитию, на это указывали Е.В.Чаянова, Е.В.Конорова (1935).

В специальной литературе вопрос об особенностях развития двигательной памяти дошкольников освещен мало и содержат отрывочные, не систематизированные сведения. Этой проблемой занимались: Т.С.Овчинникова, Л.С.Мучник, В.М.Смирнов, Л.В.Лопатина .

Цель исследования: разработать, апробировать и обосновать эффективность программы по развитию двигательной памяти.

Задачи исследования:

1) провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;

2) выявить особенности двигательной памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;

3) разработать программу по развитию двигательной памяти;

4) апробировать программу по развитию двигательной памяти;

5) обосновать эффективность программы по развитию двигательной памяти.

Объект исследования: память.

Предмет исследования: программа по развитию двигательной памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Методы исследования:

1) теоретический (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);

2) диагностический (выявление уровня развития двигательной памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи);

3) экспериментальный (разработка и апробация коррекционно-развивающей программы по развитию двигательной памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи);

4) интерпретационный (анализ и обработка результатов исследования).

Статьи по теме:

Логика разрешения конфликтов в педагогическом коллективе
Логика разрешения конфликтов складывается из такой последовательности действий: предупреждение конфликта; управление конфликтом, если он уже возник; принятие оптимальных решений в конфликтной ситуации; разрешение конфликта. На этапе предупреждения конфликта важно выяснить, почему данный человек пос ...

Особенности применения соревновательного метода при обучении двигательному действию
Соревновательный метод является не лучшим средством обучения двигательному действию, так как этот достаточно сложный процесс требует сосредоточения внимания именно на выполнении техники двигательного действия, выполнения четких и точных движений. Особенно нецелесообразно применять его на первом и в ...

Методы педагогического исследования образовательных потребностей
Под педагогической диагностикой понимаются все меры по освещению проблем и процессов в области педагогики, по измерению эффективности учебного процесса и успеваемости, по определению возможностей каждого в плане получения образования, особенно такие меры, которые служат принятию индивидуального реш ...

Категории