Двигательная память у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Теория образования » Двигательная память у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

При обучении детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо учитывать сложную структуру дефекта, которая включает в себя не только нарушение речевой функции, но и психических процессов таких, как память, восприятие и др., а при ряде речевых нарушений и выраженную моторную неловкость.

М.М.Кольцовой, после проведения исследований, был сделан вывод о том, что движения являются важным средством, способствующим развитию мозга в целом, а также таких функций как речь и мышление. Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, Т.В.Розанова также указывали на стимулирующее влияние движений пальцев рук на процесс созревания коры головного мозга.

Развивая мелкую моторику, мы одновременно развиваем двигательную память или память на движения. В случае несформированности двигательной памяти становиться невозможным выполнение цепочки последовательных действий, они не автоматизируются. Такое состояние определяет и речевое развитие ребенка, что проявляется в трудностях при запоминаниях артикуляционных укладов звуков, кинестетических ощущений. Ребенку трудно выполнить тонкие дифференцированные движения органов артикуляции. Все это ведет к нарушению звукопроизношения.

Произнесение звуков речи требует координации движений губ, языка, гортани, полостей рта и носоглотки, дыхательных движений. Благодаря двигательной памяти мы можем скоординировать эти движения.

Устранение недостатков произношения в дошкольном возрасте имеет важное значение. Задержка в формировании фонетического уровня у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, что может приводить к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи.

Одним из средств устранения недостатков звукопроизношения является логопедическая ритмика, которая стимулирует и корригирует ритмические рефлексы, чувство ритма, нейродинамику, мелкую и общую моторику, содействует интеллектуальному, нравственному, физическому, трудовому воспитанию. Для того чтобы занятия по логопедической ритмике были более эффективны, необходимо, чтобы у ребенка была хорошо развита двигательная память. В то же время и занятия по логопедической ритмике способствуют ее развитию, на это указывали Е.В.Чаянова, Е.В.Конорова (1935).

В специальной литературе вопрос об особенностях развития двигательной памяти дошкольников освещен мало и содержат отрывочные, не систематизированные сведения. Этой проблемой занимались: Т.С.Овчинникова, Л.С.Мучник, В.М.Смирнов, Л.В.Лопатина .

Цель исследования: разработать, апробировать и обосновать эффективность программы по развитию двигательной памяти.

Задачи исследования:

1) провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;

2) выявить особенности двигательной памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;

3) разработать программу по развитию двигательной памяти;

4) апробировать программу по развитию двигательной памяти;

5) обосновать эффективность программы по развитию двигательной памяти.

Объект исследования: память.

Предмет исследования: программа по развитию двигательной памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Методы исследования:

1) теоретический (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);

2) диагностический (выявление уровня развития двигательной памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи);

3) экспериментальный (разработка и апробация коррекционно-развивающей программы по развитию двигательной памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи);

4) интерпретационный (анализ и обработка результатов исследования).

Статьи по теме:

Дидактические игры, как средство развития интегративных качеств детей дошкольного возраста
Анализ психолого-педагогической литературы (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер) показал, что дошкольника привлекает сфера социальной жизни: она становится основным содержанием детских игр, разговоров, интересов. Именно этот аспект и стал объектом нашего интереса. Исследование, направленное ...

Взаимосвязь руководителя изостудии с воспитателями групп
Девиз программы «Детство», «Чувствовать – Познавать – Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка. Большую роль в пробуждении детей, стимулировании воображений, желания включатся в творческую деятельность, играет линия Познания. В дошкольном возрасте процесса познания ...

Индивидуальный подход в процессе воспитания: основные положения и понятия
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А.Коменского – великого чешского педагога – четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания дете ...

Категории