Структура нарушений речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Теория образования » Двигательная память у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи » Структура нарушений речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Страница 1

В соответствии с психолого-педагогической классификацией речевых расстройств, предложенной Р.Е.Левиной, все нарушения речи делятся на две большие группы:

- нарушения средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи и общее недоразвитие речи);

- нарушения в применении средств общения (заикание и комбинированный дефект).

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, входящее в первую группу расстройств, представляет собой нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Г.Р.Шашкина отмечает, что дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи неточно произносят звуки родного языка и не различают их на слух. В эту группу она относит детей с дислалией (акустико-фонематической, артикуляционно-фонематической), с дизартрией, с ринолалией. Для таких детей характерно снижение фонематического слуха. У них нарушается лишь фонационное оформление высказывания при сохранной структурно-семантической стороне речи. Наблюдаются смазанность речи, сжатая артикуляция, а также некоторая ограниченность словаря .

При обучении детей с нарушениями речи необходимо учитывать сложную структуру дефекта, которая включает в себя не только нарушение речевой функции, но и психических процессов таких, как память, восприятие и др. Ослабление отдельных компонентов психики ребенка отрицательно отражается на его успехах по устранению речевого дефекта.

Понимание сложности структурно-функциональной организации речевой системы позволило Р.Е.Левиной (1951) разработать принцип анализа речевых нарушений с учетом состояния других сторон психического развития детей. По мнению Р.Е.Левиной речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Речь перестраивает все основные психические процессы ребенка: с ее участием восприятие приобретает обобщенный характер, развиваются представления, совершенствуется мнестическая деятельность.

Недоразвитие или повреждение какого-либо звена речевой системы (первичный дефект) может привести к ряду вторичных и третичных отклонений. К ним можно отнести: недоразвитие всех сторон речи; недостатки памяти; ограниченность сенсорных, временных и пространственных представлений; недостаточную целенаправленность и концентрацию внимания; снижение уровня обобщений; недостаточное умение строить умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.

Р.Е.Левина отмечает, что от характера первичного речевого дефекта зависит характер вторичного отклонения, т.е. специфика развития познавательной деятельности. У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи отмечается сложность и разнообразие картины дефекта. Т.А.Власова и У.В.Овчинникова отмечают, что помимо нарушений речевого (вербального) характера, в той или иной степени оказываются несформированными различные психические функции.

По мнению Т.С.Овчинниковой, внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим. Также автор отмечает слабую сформированность произвольного внимания, ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по инструкции переключиться на другой. Также отмечается недостаточное распределение внимания.

Е.М.Мастюкова, Л.А.Данилова, Е.Ф.Архипова, М.В.Ипполитова, Г.С.Гуменная и др. отмечают, что для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи характерен низкий объем всех видов кратковременной памяти, в особенности слухоречевой, слабость прочности удержания воспринимаемого материала. При этом ребенку понадобиться больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал. Во многом страдает и долговременная память. Нарушены процессы запоминания и воспроизведения, особенно страдает отсроченное воспроизведение. Для детей характерна трудность при запоминании вербальной информации и снижены параметры в смысловой обработке материала.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Психологические принципы формирования мотивации учения школьников
Учитель не может довольствоваться в учебно-воспитательном процессе только наличным уровнем мотивации, ибо это означало бы исходить из вчерашнего дня развития ребёнка и не ориентироваться на завтрашний день его развития. Поэтому необходима особая работа по воспитанию мотивации. Сформулируем те психо ...

Методологические основы использования игровых приемов в овладении иностранным языком
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно и порой неожиданно спос ...

Качество результатов деятельности
Говоря о достижениях педагогов, нельзя не сказать о достижениях детей. По результатам выполнения детьми программы «Радуга» за 2008 – 2009 учебный год выявлена положительная динамика развития детей всех возрастных групп. Она составила в среднем 33%. Дети детского сада участвуют в различных конкурсах ...

Категории