Выявление начального уровня сформированности у учащихся экспериментального класса нравственных ценностей

Теория образования » Формирование у младших школьников нравственных ценностей во внеклассной работе при знакомстве с творчеством В.А. Осеевой » Выявление начального уровня сформированности у учащихся экспериментального класса нравственных ценностей

Страница 1

Экспериментальная работа проводилась на базе 2 «В» класса МОУ СОШ №54 г. Тулы. В эксперименте приняли участие 20 человек.

У учащихся диагностировалась сформированность таких нравственных ценностей, как доброта, честность, внимательное и уважительное отношение к другим людям (в том числе и к старшим).

В качестве критериев оценки сформированности названных ценностей были выбраны: когнитивный, эмоциональный и поведенческий (см. Таблица 1).

Таблица 1 Критериальная база оценивания уровня сформированности нравственных ценностей у учащихся 2 класса

Критерии

Показатели

Диагностический инструментарий

Когнитивный

Наличие ценностных убеждений

Анкетирование

Анализ продуктов деятельности (письменный анализ учащимися текстов нравственного содержания, незаконченное предложение), тестирование

Устойчивость ценностных убеждений

Эмоциональный

Наличие положительных эмоциональных переживаний, связанных с ценностью

Наблюдение

Создание ситуаций выбора

Устойчивость положительных эмоциональных переживаний, связанных с ценностью

Поведенческий

Проявление ценностей в поведении

Создание ситуаций выбора

Наблюдение

Устойчивость проявления ценностей в поведении

Диагностирование по когнитивному критерию осуществлялось с помощью анкетирования (по показателю «наличие ценностных убеждений») и анализа продуктов деятельности (по показателю «устойчивость ценностных убеждений»).

Анкета содержала 15 вопросов о таких нравственных ценностях, как доброта, честность, внимательное и уважительное отношение к другим людям (в том числе и к старшим). Анкета была открытой.

В качестве анализа продуктов деятельности учащимся было предложено осмыслить содержание текстов из рассказов В.А. Осеевой. После каждого текста учащимся предлагалось ответить на один-три вопроса. Методика была направлена на то, чтобы косвенно выявить ценностные убеждения у детей через интерпретацию поступков героев.

Также учащимся был предложен метод незаконченных предложений. Учащимся нужно было закончить 6 предложений. Содержание этих предложений отражало такие ценности, как честность, уважительное и внимательное отношение к другим людям.

Школьникам был предложен тест, содержащий четыре вопроса с одним положительным ответом и список десяти «желаний», из которых учащиеся должны были выбрать пять . Задание было следующим: «Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список из десяти желаний, выбрать из которых можно только пять». Пять желаний ориентировали на выбор нравственных ценностей (быть человеком, которого уважают, иметь верного друга и т.д.), остальные пять на выбор материальных ценностей (иметь много денег, иметь самый современный компьютер и т.д.).

Диагностирование по эмоциональному и поведенческому критериям осуществлялось с помощью наблюдения и создания ситуаций выбора. Именно эти методы наглядно демонстрируют, как ученик реагирует на конкретную ситуацию и как он поступил бы в жизни.

Наблюдение за детьми проводилось с целью выявления эмоциональных переживаний, связанных с ценностью. Наблюдение за эмоциональными реакциями детей осуществлялось на уроках, на переменах, непосредственно перед началом урока, в библиотеке, в столовой, в группе продленного дня. Этот метод использовался также для выявления устойчивости проявления ценностей в поведении. Использование метода создания ситуации выбора диагностировало устойчивость положительных эмоциональных переживаний, связанных с ценностью. Детям предлагались три ситуации выбора.

Ситуация первая.

Ученикам было предложено оказать помощь параллельному классу в оформлении стенгазеты к юбилею школы. При этом было сказано: «Ребята, параллельный класс не успевает оформить стенгазету к юбилею школы. Нужно несколько добровольцев. Придется задержаться на продленке и помочь нарисовать газету. Кто желает помочь, поднимите руки». После этого ученикам, были заданы вопросы: «Почему ты остался помочь?», «Почему ты не согласился помочь?». Учитель смотрел на проявление эмоциональной реакции у детей на просьбы о помощи другому классу, на то, как они вели себя в данной ситуации.

Ситуация вторая.

Учеников после уроков вывели на прогулку. В это время на территории школы с большими тяжелыми сумками проходила бабушка (заранее спланированная учителем ситуация). На виду у детей бабушка ставит сумки на землю, тяжело вздыхает, делает вид, что устала, не может поднять. В это время учитель наблюдает, как ведут себя дети, как реагируют на увиденное.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Возрастные особенности в использовании индивидуального подхода
При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные возможности , ближайшие перспективы. Известно, что максимально благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств – в младшем школьном возра ...

Учебные достижения как измеряемый показатель качества в образовании
Для того чтобы система контроля эффективно воздействовала на образовательный процесс, необходимо выявление роли контроля в обучении и развитии личности. Поэтому понимание того, что мы измеряем и оцениваем, как анализируем и интерпретируем результаты педагогических измерений, является одним из важны ...

Анализ местоположений и размещения географических объектов и явлений
Все явления на Земле, видимые и скрытые, управляемые и стихийные, привязаны к тому или иному месту. Их местоположение обозначается с помощью "точек" (ферма, город, завод), линий (каналы, шоссейные и железные дороги), участков (обрабатываемые земли, городские застройки) все это вместе созд ...

Категории