Выявление начального уровня сформированности у учащихся экспериментального класса нравственных ценностей

Теория образования » Формирование у младших школьников нравственных ценностей во внеклассной работе при знакомстве с творчеством В.А. Осеевой » Выявление начального уровня сформированности у учащихся экспериментального класса нравственных ценностей

Страница 3

Средний балл в классе по когнитивному критерию – 1,8 из 4 возможных баллов. Дети набрали менее 50%. Только три ученика набрали максимальное количество баллов. У двоих детей количество баллов равно нулю. В классе в целом наличие ценностных убеждений у детей проявлялось частично или не проявлялось вовсе. Только у 6 детей данный показатель проявлялся ярко.

Неумение сформулировать ответы на вопросы анкеты является свидетельством того, что нравственные убеждения могут быть не сформированы у детей в полной мере. Нравственные убеждения формируются на основе знаний и пониманий нравственных ценностей, которые, в свою очередь, становятся необходимой предпосылкой для формирования нравственных убеждений. Нравственные знания становятся убеждениями, когда они продуманы. Диагностирование же выявило проблемы в сформированности ценностных убеждений у младших школьников.

Дети затруднялись высказать мнение о ценностях. Все дети ответили, что доброта – хорошее качество, но мало кто смог внятно ответить, «почему». Большинство привели хорошие примеры добрых поступков «помог маме, накормил щенка, перевел бабушку через дорогу» и т.д. Меньше всего сложностей у детей вызвали вопросы про честность. Почти все написали, что честность - «это когда человек не врет, говорит правду». Трудности возникли с вопросами, где требовалось дать ответ, должен ли человек быть внимательным к другим людям, и должен ли относиться к окружающим с уважением и почему. Большинство детей написали, что должен, а в графе «почему» ставили прочерк или писали «не знаю». Некоторые ученики ссылались на то, что так им сказали родители. Это лишний раз доказывает значимость влияния внешних факторов на формирование ценностей и отсутствие собственных устойчивых ценностных убеждений. На вопрос, кого нужно уважать: старших, младших, ровесников или всех, многие выбирали всех, но при этом не смогли дать объяснение своей точке зрения, из-за чего многие дети не добирали баллов. Также некоторые дети не понимают разницу между любовью и уважением, для них это одно и то же, но некоторые учащиеся из класса смогли разграничить обе ценности и дать более менее четкое объяснение своей точке зрения: «любят ни за что, а уважение надо заслужить». Вызвало тревогу то, что по ответам детей видно, что большинство учеников не понимают сущность и значимость нравственных ценностей.

Устойчивость ценностных убеждений у детей также проявлялась частично (8 человек) или не проявлялась вовсе (7 человек), и только у 5 детей проявлялась ярко.

В задании, где нужно было ответить на вопросы после прочтения текста, ученики давали ответы в основном предложениями из самого текста, а на вопросы «почему они так считают» так и не смогли дать внятных ответов, некоторые писали «не знаю». Учащиеся обосновывали свой ответ ссылкой на конкретные поступки героя. Например, после прочтения рассказа В.А. Осеевой «Три товарища» предлагалось ответить на вопросы: «Кто из мальчиков проявил внимательное отношение к Вите? Почему ты так считаешь?». Почти все дети написали «Володя», но при этом на вопрос «Почему?» были даны ответы «Володя хороший», «Володя дал ему хлеб с маслом», «Дал ему поесть».

В методе незаконченных предложений практически все учащиеся давали односложные, поверхностные ответы в одно-два слова, которые носили формальный характер. Вызвало опасение то, что ответы были не продуманы. Создалось впечатление, что учащиеся не ответственно отнеслись к данному заданию. В незаконченном предложении «Честный человек всегда…» присутствовали продолжения «Хороший», «Не врёт», «Помогает в беде». Остальные предложения «Когда я вижу бабушку с тяжелыми сумками, я…, Если мой друг в беде…, Когда я сижу в автобусе и вижу, что в автобус вошли бабушка или дедушка, я…, Если родители попросили меня сходить в магазин» многие дети заканчивали одним словом «Помогу».

Из списка желаний половина детей выбрали нравственные ценности, а половина – материальные. Это доказывает, что многие дети удовлетворение своих материальных потребностей ставят выше, чем нравственные ценности (наличие в жизни друга, быть уважаемым человеком и т.д.) и косвенным образом подтверждают отсутствие нравственных ценностей в системе своих ценностных ориентаций. Встречались дети, которые выбирали и нравственные, и материальные ценности. Наибольшую тревогу представляют дети, которые выбрали одни материальные ценности, это говорит о том, что нравственные ценности для них не приоритетны.

По эмоциональному критерию дети набрали 2 балла, также у подавляющего большинства детей положительные эмоциональные переживания, связанные с ценностью проявляются частично или не проявляются вовсе.

Наличие положительных эмоциональных переживаний, связанных с ценностью, как показало наблюдение, у большинства детей проявлялось частично. Причем при явном контроле со стороны взрослых показатель проявлялся заметно ярче, чем без явного контроля. Под явным контролем у 8 детей показатель проявлялся, у 12 – не проявлялся. Без явного контроля со стороны взрослых больше чем у половины детей показатель не проявлялся, у остальных проявлялся.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Понятие и сущность эстетического воспитания младших школьников
Воспитание, как общественное явление, - сложный и противоречивый социально – исторический процесс передачи новым поколениям общественно – исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьей, обще ...

Внеклассное мероприятие «Все работы хороши»
Цели: расширить, систематизировать знания учащихся о профессиях; обобщить знания по технологии (технология изготовления изделий); прививать интерес к рабочим профессиям, труду. Оборудование: иллюстрации различных видов профессий, конверты с разрезанными картинками строительных сооружений, конверт с ...

Успешная сдача зачета и экзаменов
Зачеты служат формой оценки усвоения учебного материала дисциплин, выполнения курсовых проектов (работ), а также выполнения программ учебной и производственной практики. Зачеты могут быть дифференцированными (с оценкой) и не дифференцированными. Форма и сроки проведения зачетов устанавливаются рабо ...

Категории