Педагогические условия формирования истинного авторитета учителя-воспитателя

Теория образования » Авторитет учителя-воспитателя как педагогический феномен » Педагогические условия формирования истинного авторитета учителя-воспитателя

Страница 1

Формирования авторитета педагога характеризуется временной протяжённостью. Это длительный процесс, который имеет свою логику. Рассмотрим этот процесс .

Первый этап – это выбор профессии “учитель”. Все профессии по предмету труда можно разделить на пять типов. Эта классификация была разработана Е.А.Климовым.

Самыми распространенными являются профессии, где предметом труда выступает техника. К нему относится все профессии, связанные с обслуживанием техники, ее ремонтом, управлением: слесарь-ремонтник, наладчик технологического оборудования, водитель, техник, токарь, инженер-физик и д.р.

Следующий тип профессии “человек - природа”. Конечно, любой предмет на Земле, и даже сам человек, принадлежит природе. Когда же мы связываем деятельность человека с природой, имеется в виду живая природа и прежде всего растительные животные организмы, микроорганизмы. Вот несколько профессий: микробиолог, рыбовод, ветеринарный фельдшер, цветовод, лесник и др.

Часто объектом труда человека выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, графики, рисунки и т.п. такие профессии условно относят к типу “человек – знаковая система”. Это, например, корректор, экономист, чертежник, топограф и др.

Очень многим нравятся профессии, труд в которых связан с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актерской деятельностью. Это профессии типа “человек – художественный образ”: конструктор – модельер одежды, витражист, фотограф – художник, музыкант, журналист и др.

И последний тип профессии – “человек- человек”. Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей. Он связан с управлением руководством людьми или коллективами. В этих видах деятельности в процессе труда люди взаимодействуют между собой. К этому типу профессий относятся, например, экскурсовод, продавец, учитель и др.

Для того чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности работающего. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования. Профессия учитель относится к типу “человек- человек”. Сформулируем требования для данного типа профессий. Главное содержание труда в них сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, значит, не ладится и работа. Поэтому существенное значение имеет умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, способность

понимать людей, разбираться в их особенностях. Вот перечень личностных качеств, которые очень важны в работе учителя: устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с детьми; потребность в общении; способность мысленно ставить себя на место другого человека быстро понимать намерения, помыслы, настроения детей; умение разбираться в человеческих взаимоотношениях; хорошая память, позволяющая держать в уме знания о личностных качествах большого числа людей; умение находить общий язык с разными людьми; терпение.

Если требования, предъявляемые профессией учитель к человеку совпадает с его личностными качествами и возможностями, то говорят о профессиональной пригодности. В основе профессиональной пригодности лежат прежде всего способности индивидуума. Под этим термином обычно понимают такие индивидуально - психологические особенности человека, которые помогают ему добиться успеха в какой-либо деятельности. Разобраться в своих склонностях, интересах к данной области труда будущему учителю поможет опыт общественно - организаторской, шефской работы в школе, лагере и т.д. среди младших, опыт участия в организации коллективных, групповых мероприятий. При этом имеется в виду не обязательно та общественная работа, которая поручена, так сказать, официально. Может быть, даже более важное значение для познания самого себя имеет область собственной инициативы. Если к человеку ‘липнут’ младшие товарищи, если ему удается объединить их для какого-нибудь дела, которое другим кажется пустяковым (скажем, вырезать из веток свистульку, подкармливать бездомных кошек и т.п.), то может быть это признак развивающихся у человека педагогических или организаторских интересов, склонностей. А там где склонности, появятся и способности.

Свои способности ученики, желающие стать педагогом могут проверить, побыв вожатым в лагере. Если ребятам с ним интересно, потому, что он выдумщик, умеет организовать школьников на хорошие дела. Если он может пробудить в ребятах инициативу, самодеятельность, умело руководя их помыслами и делами. И если он не командует, а увлекает коллектив. Обладает организаторскими способностями, интересом к детям, общительностью. То можно сказать, что он обладает способностями, чтобы стать учителем.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Урок как форма организации экологического образования младших школьников
Среди многообразия используемых в общеобразовательной школе организационных форм обучения урок продолжает сохранять ведущее значение. Нами был разработан конспект урока для 1 класса по программе А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» (Приложение 1). Целью урока было расширить знания детей о реках и морях; ...

Смысл действия умножения
Действие умножения рассматривается как суммирование одинаковых слагаемых. А также умножение – это математическое действие, посредством которого из двух чисел (или величин) получается новое число (или величина), которое (для целых чисел) содержит слагаемым первое число столько раз, сколько единиц во ...

Основные дидактические концепции
Концепция дидактического энциклопедизма. Сторонники данного направления (Я. А. Коменский, Дж. Мильтон, И. Б. Баседов) считали, что основная цель образования состоит в передаче обучающимся предельно большого объема научных знаний и опыта жизнедеятельности. «Энциклопедист» считает, что содержание и г ...

Категории