Педагогические условия формирования истинного авторитета учителя-воспитателя

Теория образования » Авторитет учителя-воспитателя как педагогический феномен » Педагогические условия формирования истинного авторитета учителя-воспитателя

Страница 3

В процессе овладения средствами педагогической коммуникации можно выделить ряд этапов.

На первом этапе научения общению развивается способность к рефлексии, к осознанию собственного поведения в общении, внутреннего состояния личности и его внешних проявлении.

Второй этап – овладение умением чувствовать интеллектуальные, эмоциональные и нравственно-волевые состояния учащихся, умение стимулировать активность учащихся (просмотр кинокадров, телепередач и наблюдение за конкретными людьми).

Третий этап предполагает развитие способностей не только к восприятию и установлению контактов, но обязательно и к активному педагогическому воздействию на учащихся, овладение способами этих воздействий.

Особо следует рассмотреть проблему самовоспитания организаторских умений будущего учителя. Так или иначе в процессе учебы у студентов накапливается опыт развития организаторских умений. В организаторские умения будущего учителя входят умения задавать работу, осуществлять контроль, оценивать результаты, вносить коррективы.

Организаторские умения студент получает в следствии:

1.копирование организаторских действий учителя, других лиц;

2.перенос опыта организаторских действий в новые ситуации;

3.планирования и реализации действия по заданию педагогов;

4.проявления достаточной самостоятельности, инициативы, организует педагогически целесообразно жизнь учащихся: умеют построить перспективу, поставить цели и задачи, организовать их исполнение до конца, оценить результаты.

В вузе формируются также и личностные качества необходимые будущему учителю. Это нравственная позиция на добро, эстетическое выражение и др.

Нравственное самовоспитание будущих учителей заключается в том, чтобы нравственно должное превратить в личностно-потребностное, чтобы строить своё поведение в соответствии с нормами морали в самых разных и

конкретных жизненных ситуации. Дело в том, что нравственное всегда является отношением человеческим, а интересы людей могут не совпадать. Как только студенту придется налаживать взаимоотношения между двумя учениками “по справедливости”, он сразу же почувствует, что каждый из них в понятие справедливости вкладывает свое понимание. Легко быть справедливым в теории и ой как трудно – на практики!

Только реальные нравственные действия самого студента ( нравственно- познавательные, эмоционально-нравственные и нравственно –поведенческие) способствуют его нравственному самовоспитанию.

Чтобы успешно заниматься нравственным самовоспитанием, мало знания норм нравственности. Необходимо иметь представление о своих нравственных качествах, реалистически оценивать себя: какие качества в себе закреплять, какие развивать, от каких избавиться, какие приобретать.

Для практической учебно-воспитательной работы будущего учителя важно и эстетическое самовоспитание. Эстетические вкусы учителя проявляются во всем: в его внешнем виде, в манерах, походке, поступках, в отношениях к окружающему миру, к труду.

В развитии эстетической культуры будущего учителя большую роль играют литература и искусство. С их помощью облагораживаются его мысли, чувства и поступки, вся его личность, таким образом в учебных заведениях закладываются основные компоненты педагогического авторитета учителя-воспитателя.

Дальнейшее развитие основных компонентов и овладение педагогическим мастерством происходит во время преподавания в школе. Право преподавать учителю дает наличие диплома об окончании педагогического учебного заведения. Это формальный уровень становления авторитета. Он характеризуется наличием властных полномочий и базируется на ролевом компоненте авторитета.

В утверждении педагогического авторитета ответственную роль играет первичная самопрезинтация, когда учитель предстает как должностное лицо, наделенное определенными властными полномочиями, а дети – как его ученики и воспитанники. При первой встречи с воспитанниками необходимо тактично убедить их, что не только из-за диплома в кармане и возраста, а благодаря обширным знаниям и высокой культуре человек получил право возглавить коллектив, стать учителем. На первом занятии не следует знакомится с учащимися, вызывая их по журналу. Пока разговариваешь с одним, остальные бездельничают. А в минуту безделья, отмечал К.Д Ушинский, у человека портятся и голова, и сердце, и нравственность… Первая встреча с воспитанниками должна быть праздником, фейерверком.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Единообразное оформление ссылок на юридическую литературу
Единообразное и правильное оформление ссылок на литературные источники имеет существенное значение, которое может быть уподоблено значению стандартного чертежного формата, принятого во всем мире. Настоящие Методические рекомендации по оформлению ссылок на юридическую литературу основаны на действую ...

Возможности начального обучения в развитии творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения
Воспитание творческой активности у младших школьников имеет свои черты, обусловленные психологическими и физиологическими особенностями их развития. Исследованиями педагогов и психологов установлено, что творческая деятельность ребенка в различных сферах находится в зависимости от специфики возраст ...

Педагогические условия формирования интеллектуальных умений в УНПО
К педагогическим условиям формирования интеллектуальных умений учащихся относятся: 1. Развитие мотивации к учению. В психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека – его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно ...

Категории