В процессе овладения средствами педагогической коммуникации можно выделить ряд этапов.
На первом этапе научения общению развивается способность к рефлексии, к осознанию собственного поведения в общении, внутреннего состояния личности и его внешних проявлении.
Второй этап – овладение умением чувствовать интеллектуальные, эмоциональные и нравственно-волевые состояния учащихся, умение стимулировать активность учащихся (просмотр кинокадров, телепередач и наблюдение за конкретными людьми).
Третий этап предполагает развитие способностей не только к восприятию и установлению контактов, но обязательно и к активному педагогическому воздействию на учащихся, овладение способами этих воздействий.
Особо следует рассмотреть проблему самовоспитания организаторских умений будущего учителя. Так или иначе в процессе учебы у студентов накапливается опыт развития организаторских умений. В организаторские умения будущего учителя входят умения задавать работу, осуществлять контроль, оценивать результаты, вносить коррективы.
Организаторские умения студент получает в следствии:
1.копирование организаторских действий учителя, других лиц;
2.перенос опыта организаторских действий в новые ситуации;
3.планирования и реализации действия по заданию педагогов;
4.проявления достаточной самостоятельности, инициативы, организует педагогически целесообразно жизнь учащихся: умеют построить перспективу, поставить цели и задачи, организовать их исполнение до конца, оценить результаты.
В вузе формируются также и личностные качества необходимые будущему учителю. Это нравственная позиция на добро, эстетическое выражение и др.
Нравственное самовоспитание будущих учителей заключается в том, чтобы нравственно должное превратить в личностно-потребностное, чтобы строить своё поведение в соответствии с нормами морали в самых разных и
конкретных жизненных ситуации. Дело в том, что нравственное всегда является отношением человеческим, а интересы людей могут не совпадать. Как только студенту придется налаживать взаимоотношения между двумя учениками “по справедливости”, он сразу же почувствует, что каждый из них в понятие справедливости вкладывает свое понимание. Легко быть справедливым в теории и ой как трудно – на практики!
Только реальные нравственные действия самого студента ( нравственно- познавательные, эмоционально-нравственные и нравственно –поведенческие) способствуют его нравственному самовоспитанию.
Чтобы успешно заниматься нравственным самовоспитанием, мало знания норм нравственности. Необходимо иметь представление о своих нравственных качествах, реалистически оценивать себя: какие качества в себе закреплять, какие развивать, от каких избавиться, какие приобретать.
Для практической учебно-воспитательной работы будущего учителя важно и эстетическое самовоспитание. Эстетические вкусы учителя проявляются во всем: в его внешнем виде, в манерах, походке, поступках, в отношениях к окружающему миру, к труду.
В развитии эстетической культуры будущего учителя большую роль играют литература и искусство. С их помощью облагораживаются его мысли, чувства и поступки, вся его личность, таким образом в учебных заведениях закладываются основные компоненты педагогического авторитета учителя-воспитателя.
Дальнейшее развитие основных компонентов и овладение педагогическим мастерством происходит во время преподавания в школе. Право преподавать учителю дает наличие диплома об окончании педагогического учебного заведения. Это формальный уровень становления авторитета. Он характеризуется наличием властных полномочий и базируется на ролевом компоненте авторитета.
В утверждении педагогического авторитета ответственную роль играет первичная самопрезинтация, когда учитель предстает как должностное лицо, наделенное определенными властными полномочиями, а дети – как его ученики и воспитанники. При первой встречи с воспитанниками необходимо тактично убедить их, что не только из-за диплома в кармане и возраста, а благодаря обширным знаниям и высокой культуре человек получил право возглавить коллектив, стать учителем. На первом занятии не следует знакомится с учащимися, вызывая их по журналу. Пока разговариваешь с одним, остальные бездельничают. А в минуту безделья, отмечал К.Д Ушинский, у человека портятся и голова, и сердце, и нравственность… Первая встреча с воспитанниками должна быть праздником, фейерверком.
Статьи по теме:
Влияние ДЦП на речевое развитие ребенка дошкольного возраста
«Речь – это высшая форма передачи информации с помощью акустических сигналов, письменных или пантомимических знаков. Ее социальная функция – обеспечение общения, а в интеллектуальном плане – это механизм абстрагирования и обобщения, создающий основу категориального мышления. Ни одна сколько-нибудь ...
Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла
Определенный интеграл применяется в физических, механических и геометрических задачах. Особое внимание в своей работе я уделяю физическим задачам, которые могут быть использованы для проведения факультативных занятий по теме: ” Определенный интеграл”. Рассмотрим материальную точку, движущуюся под д ...
Возрастные особенности в использовании индивидуального подхода
При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные возможности , ближайшие перспективы. Известно, что максимально благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств – в младшем школьном возра ...