Формирование грамматических понятий у младших школьников

Страница 1

Понятийное мышление младших школьников. Формирование грамматических понятий у младших школьников.

Понятие в философии обозначает форму мышления, отражающую существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. В логике понятие – это мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Процесс формирования понятий в обучении младших школьников является одним из составляющих целого комплекса теорий, связанных с формированием мышления.

Период 7-10 лет представляет собой существенный шаг на пути развития понятийного мышления, что проявляется с первого же года школьного возраста, достигая к десяти годам достаточно высокого уровня развития. В этом возрасте происходит первое осознание познавательной ценности понятия. На этой возрастной ступени все, выделенные ребенком, признаки уже имеют для него разную ценность. Однако ребенок еще не способен заметить и выделить отвлеченные признаки; поэтому осознание ценности тех или иных признаков находится только в начальной форме развития. Зато начинается развитие способности использования специфических признаков, достигающих достаточно высокого уровня развития, данное обстоятельство, опираясь на опыты Р.Г.Натадзе , считается основным достижением в возрасте 7-10 лет.

Большое значение имеет то, что ребенок в этот период начинает осознавать ценность существенного признака, но оно все еще выполняет второстепенную роль по сравнению с сознанием специфического признака; и когда возникает вопрос, какому признаку отдать преимущество — наглядному и специфическому или существенному, но менее наглядному — ребенок все-таки склоняется в сторону первого.

Таким образом, на данной ступени развития, понятие в мышлении ребенка обычно содержит специфические, но пока еще конкретные признаки. Развитие сознания существенных признаков происходит на последующих ступенях.

Большой вклад в изучение проблем формирования мышления и понятий, в неразрывной связи друг с другом, внесли сторонники когнитивной теории развития мышления – Ж. Пиаже, К. Леви-Стросс, М. Фуко и др. Именно они связали развитие способностей использования понятий с развитием мышления. Когнитивная школа считает, что для усвоения, упорядочения и использования информации, человек пользуется специальным понятийным аппаратом, который формируется постепенно, по мере накопления информации. Без развития понятийного аппарата, по мнению этих ученых, невозможен сам процесс мышления.

Формирование понятий у разных учащихся идет по-разному: у одних учащихся процесс формирования понятий идет последовательно: от более простых понятий к формированию более сложных. Но ученик в процессе обучения может сочетать результаты формирования одних и тех же понятий, полученных из личного опыта и полученных непосредственно в процессе обучения. На основе такого "слияния" у школьника формируется "усредненное" представление о понятии. И, в данном случае, при дальнейшем развитии, процесс может пойти по двум разным линиям: либо к усвоению более сложного понятия, либо - более простого.

Из всего потока отдельным учеником воспринимается не вся информация, а лишь ее часть. Далее из всего объема снова выделяется только часть информации, которую ученик «удерживает» в памяти, а уже из этой «удержанной» информации он «вычленяет» ту, которую может воспринять и активно использовать.

Из этого следует, что сама система формирования понятий должна быть многоуровневой. На каждом из уровней должна присутствовать отдельная составляющая понятия, но параллельно к ней должны постепенно примыкать и другие составляющие, чем и обеспечивается обогащение понятия.

При этом, важно не потерять последовательность этапов формирования понятий. Сначала необходимо опираться на знания и личный опыт учащихся, затем работать со структурой понятия и его признаками. Только после этого следует давать научное определение понятия и устанавливать связь данного понятия с другими. Только при соблюдении данной последовательности этапов формирования понятия учащиеся смогут правильно оперировать понятием. Необходимо отметить и то, что понятие можно считать сформированным только при удачном и последовательном прохождении всех этапов:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Виды девиантного поведения
Девиантное поведение подразделяют на две большие группы - это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии; - это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и, особенно, правовые нормы. Когда такие поступк ...

Понятие отклоняющегося поведения
Общество всегда уделяет много внимания проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило нео ...

Развитие устной речи глухих детей в семье
О необходимости раннего обучения глухого ребенка в семье, развитии его речи говорили В.И. Флери, Н.А., Е.Ф. и Ф.А. Рау, Б.Д. Корсунская, А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Н.Д. Шматко и другие. Исследователи данной проблемы указывали на значительные возможности семейного во ...

Категории