Новый статус современного учителя

Теория образования » Новый статус современного учителя

Страница 1

Какие проблемы и резервы практической реализации направлений НОИ «Наша новая школа», ФГОСов второго поколения уже встают перед учительским корпусом российской школы и видятся преподавателю, работающему на курсах повышения квалификации учителей и администраторов школ? В статье рассматривается одна из проблем, связанная с самосознанием и самооценкой учителей, от которой напрямую зависят результаты успешности их работы в условиях новой школы.

Ключевые слова: проблема престижа школьного учителя, дополнительные требования к преподавателю курсов ПК, руководство познавательной деятельностью обучающихся, актуальность знаний когнитивной психологии.

Новая образовательная парадигма, в основу которой положен компетентностно-деятельностный подход значительным образом многое меняет и в целях, и в содержании, и в процедуре деятельности субъектов образовательного процесса, и в его результатах. Осознать эти перемены практикующему педагогу не так просто. Он погружён в процессы знаниевой педагогики и вносить перемены в свою деятельность не стремится по ряду причин. Во-первых, это потребует дополнительных трудозатрат, которые слабо мотивированы материально. Например, ему предстоит переход на новые технологии в ведении классного журнала с использованием возможностей Интернета, при этом его бумажного аналога никто не отменяет. Во-вторых, из-за отсутствия нормативных документов (учебных планов, рабочих программ дисциплин) нет четких представлений с чего начинать работу по-новому. В-третьих, в массе своей педагоги не претендуют в преобразованиях на лидерство, им хотелось бы видеть чьи-то реальные примеры работы по-новому и наличие не только требований, но и облегчающих их труд прав и условий отмеченных во ФГОСах и интегрированном законе «Об образовании».

Видимо по этим причинам преподавателям, в ходе проведения занятий на курсах повышения квалификации с учителями предметниками, приходится сталкиваться с элементами профессионального «выгорания» или недовольством снижения социального престижа их профессии. У этих слушателей курсов отмечается отсутствие активности в работе на занятиях и нацеленности на последующие изменения в своей работе. Для включения этой категории слушателей в активную деятельность на занятиях можно, в качестве мотивирующего аргумента, показывать, что их статус в новых условиях не только не снизился, а наоборот возрос. На направлениях аргументации объективного роста профессионального статуса школьного учителя, сопутствующих этому процессах следует остановиться подробнее.

Отмеченные перемены в работе школьного педагога, обусловленные идеологией ФГОСов второго поколения, носят объективный характер, в частности то, что в новых условиях доступности информации учитель перестаёт быть главным, единственным источником знаний. Состояние кажущегося снижение его социальной ценности, как носителя уникального социального опыта, некоторыми воспринимается как дискомфортным. В итоге, у части педагогов школы, наблюдается понижение мотивация к профессиональному росту, снижается уровень личностной самооценки, что вступает в противоречие с требованиями реформирования российской школы, её нацеленности на формирование выпускников нового качественного уровня. При этом есть опасность, что задачи нашей новой школы, новых образовательных стандартов останутся нереализованными, если учительский корпус не воспримет задачу формирования креативного класса[4] как собственную, реально достижимую. Для этого он должен осознать необходимость перемен в нашем образовании и увидеть свою ведущую роль в процессах повышения качества своей работы. Это будет труднодостижимым делом, когда труд педагога материально недооценен, когда с подачи средств массовой информации снижается престиж профессии школьного учителя, когда, по ряду причин, контингент обучающихся становится всё более сложным. Такое положение дел руководством страны понимается и кое-что уже делается по исправлению ситуации, в частности поднимается заработная плата до уровня средней по регионам, улучшаются условия педагогического труда.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Организация социально – педагогической работы по коррекции девиантного поведения у подростков
Исходя из вышесказанного, можно очертить следующие элементы модели социально-педагогической и психологической коррекции девиантного поведения, раскрывающиеся на каждом из этапов этого поведения: Диагностика нарушения общественных требований, норм и законов. Отношение личности к социальным нормам, т ...

Методы обучения глухих дошкольников устной речи
Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. В дошкольной сурдопедагогике рассматривается использование общедидактических методов для развития речи глухих детей, такие как наглядные, с ...

Содержание гимнастики. Характеристика основных групп упражнений
Все гимнастические упражнения условно можно разделить на 8 групп. Подобное группирование средств гимнастики облегчает подбор необходимых упражнений для решения тех или иных задач. Строевые упражнения – несложные двигательные действия служебного характера, используемые для организованного проведения ...

Категории