К месту для слушателей курсов окажутся востребованными знания когнитивной психологии, психологии управления по профилактике и разрешению межличностных конфликтов между учениками, созданию команд и организации их работы, теории мотивации, эффективному контролю.
Опыт работы на курсах повышения квалификации с учителями предметниками позволяет заметить, что помощь им в осознании не только встающих задач по новому преподавания своих учебных дисциплин, но и своей новой роли в учебном процессе – оказывать образовательные услуги, дает возможность, с одной стороны, основной массе педагогов, перестать комплексовать по поводу снижения своего социального статуса, а с другой – сориентироваться в направлениях своего профессионального самосовершенствования. Это дорогого стоит, так как пятилетний срок до следующих курсов заполнится целенаправленной работой педагогов над собой и своим профессиональным ростом. При этом статус руководителя познавательной деятельностью обучающихся нацеливает учителей на овладение знаниями когнитивной психологии. Ведь по данным анкет входного контроля обнаруживается нередко поверхностность представлений о сущность психических образований (знаний, умений, навыков, привычек, личностных качеств, компетентностей), формирование которых у обучающихся является основным содержанием их работы.
Или перед учителями встает задача развивать у обучающихся в процессе проектной деятельности исследовательский тип мышления. Но поставленный перед слушателями вопрос, что такое мышление, в 90 процентов случаев ставит их в тупик. Интеллектуальная деятельность, как вид деятельности, представляется очень смутно не только слушателям, но и части преподавателей курсов ПК, поэтому руководить ею конкретно, по существу могут лишь единицы. Понимание этих пробелов делает актуальным для преподавателей работающих на курсах ПК овладение основами познавательной сферы взрослого и ребенка через наращивание знаний когнитивной психологии.
Таким образом, процесс модернизации российской школы, исходя из ведущей роли в ней учителя, надо начинать с оказания помощи учителю в осознании им своего обновлённого статуса, новых профессиональных ролей и овладение алгоритмами управления познавательной деятельностью обучающихся в ходе взаимодействия с ними.
В содержании программ дополнительного профессионального образования для учителей-предметников актуальным будет включение тем «Когнитивные аспекты учебной деятельности обучающихся», «Психология управления качеством образования».
Исходя из новой образовательной формулы «компетенция – деятельность –компетентность» только системная, целенаправленная деятельность учителей российской школы, осознавших свою новую роль и ответственность за будущее страны позволит реализовать задачи НОИ «Наша новая школа» и ФГОСы второго поколения.
Статьи по теме:
Педагогический процесс, как целостная система
Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором ...
Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся
Учитывая важную роль самовоспитания в развитии и формировании учащихся, учителям и классным руководителям следует активно заниматься его организацией. Содержание и формы работы по организации самовоспитания могут быть самыми разнообразными. Тут многое зависит от того насколько сами учителя компетен ...
Воспитание культуры поведения как одного из аспектов нравственного
воспитания
Одним из основных аспектов нравственного воспитания является культура поведения. О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка так ...