Новый статус современного учителя

Теория образования » Новый статус современного учителя

Страница 2

Но есть резервы работы повышения учителем своей самооценки, не требующие материальной стороны. Это осознания им своей новой роли, которая повышает, а не снижает его социальную значимость. В условиях компетентностно-деятельностного подхода учитель перестав быть «солистом» на уроке, становится «дирижером» познавательной деятельности обучающихся класса. Говоря иначе, он становится руководителем этой их деятельности. Здесь имеют место все функции управленческой деятельности, а именно планирование, мотивация, организация и контроль. Учитель, получается, утратив роль главного источника знаний, приобретает статус руководителя познавательной деятельности обучающихся класса, что возвышает, а не снижает его роль в образовательном процессе. В частности учитель осуществляет целеполагание деятельности обучающихся, вызывает у них интерес к своему предмету, теме, конкретному их знанию, умению, способностям, организует их учебный труд, осуществляет своевременный контроль за их деятельностью для получения обучающими обратной связи. А это есть управленческие функции, социально ответственная деятельность связанная с руководством детьми, их познавательной сферой.

Осознание этого нового статуса современного школьного учителя, важности его социальной роли в условиях новой образовательной парадигмы ориентирует его на формирование у себя несколько иных знаний, качеств и способностей, которые оказываются востребованы для выполнения этих новых функций его работы. В частности планирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся с целью максимального учета их индивидуальных особенностей, потребует знания возрастной психологии, прогнозирования последствий своей и совместной со школьниками деятельности. Для этого следует целенаправленно работать над своим интеллектуальным ростом, владеть операциями мыследеятельности, логикой мышления. Реализации функции мотивации потребует знать средства, способы и приемы этой деятельности применительно к детскому коллективу и отдельным ученикам. Организующая роль учителя будет наиболее проявляться в его способности координировать деятельность обучающихся по средствам, месту, времени, способностям, направлять её на повышение результативности и качества. Контрольная функция учителя сводится не только к выставлению оценки за учебную деятельность школьника (получения им обратной связи), но и оценку, анализ собственной работы по эффективному взаимодействию с учениками в урочное и внеурочное время и на этой основе видение перспектив и направлений коррекции этой работы.

В связи с обновлением статуса, хорошей помощью учителю в овладении управленческими функциями будет повышение на курсах, на базе учреждений дополнительного профессионального образования или других образовательных учреждений, своей профессиональной квалификации.

Преподаватели, работающие с учителями на курсах повышения квалификации, сами должны владеть знаниями основ менеджмента, опытом руководства людьми, чтобы целенаправленно оказывать им помощь и иметь аргументы убеждать работать по-новому в условиях модернизации образования. Ведь не секрет, как отмечает по результатам своего исследования преподаватель кафедры менеджмента Таганрогского института управления экономики Наталья Штурбина, «не­редко случается так, что, прослушав инновационный курс, учитель возвра­щается в школу и продолжает работать по-старинке. Значит, обновление содержания постдипломного педагогического образо­вания мера необходимая, но недостаточ­ная. Нужно что-то еще. Что?». А нужна убеждённость у повысившего квалификацию педагога в том, что по старому работать уже не получится, что он обязан быть передовым креативным специалистом, так как он формирует будущее страны, готовит кадры способные завтра осуществить модернизацию страны. А чтобы преподаватель курсов повышения квалификации мог в этом убеждать слушателей курсов быть такими, он сам должен быть в этом убежденным, владеть техникой и средствами убеждения, воздействием словом и делом на их сознание чувства и волю с целью помощи им не только понять новые требования и задачи, но и принять их как установки на изменение себя и своего стиля работы в современных условиях.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Программа по развитию двигательной памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Пояснительная записка. Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Цель: развитие двигательной памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Задачи: - развитие объема запоминания движений; - формирование у ...

Методы совместной работы образовательного учреждения и семьи
Методы воспитания детей в семье – это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Методы воспитания имеют свою специфику: - влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлено к л ...

Особенности работы по подготовке к школе дошкольников имеющих интеллектуальные нарушения
Психологическая готовность к обучению в школе – готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности – представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Основными компонентами ...

Категории