Но есть резервы работы повышения учителем своей самооценки, не требующие материальной стороны. Это осознания им своей новой роли, которая повышает, а не снижает его социальную значимость. В условиях компетентностно-деятельностного подхода учитель перестав быть «солистом» на уроке, становится «дирижером» познавательной деятельности обучающихся класса. Говоря иначе, он становится руководителем этой их деятельности. Здесь имеют место все функции управленческой деятельности, а именно планирование, мотивация, организация и контроль. Учитель, получается, утратив роль главного источника знаний, приобретает статус руководителя познавательной деятельности обучающихся класса, что возвышает, а не снижает его роль в образовательном процессе. В частности учитель осуществляет целеполагание деятельности обучающихся, вызывает у них интерес к своему предмету, теме, конкретному их знанию, умению, способностям, организует их учебный труд, осуществляет своевременный контроль за их деятельностью для получения обучающими обратной связи. А это есть управленческие функции, социально ответственная деятельность связанная с руководством детьми, их познавательной сферой.
Осознание этого нового статуса современного школьного учителя, важности его социальной роли в условиях новой образовательной парадигмы ориентирует его на формирование у себя несколько иных знаний, качеств и способностей, которые оказываются востребованы для выполнения этих новых функций его работы. В частности планирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся с целью максимального учета их индивидуальных особенностей, потребует знания возрастной психологии, прогнозирования последствий своей и совместной со школьниками деятельности. Для этого следует целенаправленно работать над своим интеллектуальным ростом, владеть операциями мыследеятельности, логикой мышления. Реализации функции мотивации потребует знать средства, способы и приемы этой деятельности применительно к детскому коллективу и отдельным ученикам. Организующая роль учителя будет наиболее проявляться в его способности координировать деятельность обучающихся по средствам, месту, времени, способностям, направлять её на повышение результативности и качества. Контрольная функция учителя сводится не только к выставлению оценки за учебную деятельность школьника (получения им обратной связи), но и оценку, анализ собственной работы по эффективному взаимодействию с учениками в урочное и внеурочное время и на этой основе видение перспектив и направлений коррекции этой работы.
В связи с обновлением статуса, хорошей помощью учителю в овладении управленческими функциями будет повышение на курсах, на базе учреждений дополнительного профессионального образования или других образовательных учреждений, своей профессиональной квалификации.
Преподаватели, работающие с учителями на курсах повышения квалификации, сами должны владеть знаниями основ менеджмента, опытом руководства людьми, чтобы целенаправленно оказывать им помощь и иметь аргументы убеждать работать по-новому в условиях модернизации образования. Ведь не секрет, как отмечает по результатам своего исследования преподаватель кафедры менеджмента Таганрогского института управления экономики Наталья Штурбина, «нередко случается так, что, прослушав инновационный курс, учитель возвращается в школу и продолжает работать по-старинке. Значит, обновление содержания постдипломного педагогического образования мера необходимая, но недостаточная. Нужно что-то еще. Что?». А нужна убеждённость у повысившего квалификацию педагога в том, что по старому работать уже не получится, что он обязан быть передовым креативным специалистом, так как он формирует будущее страны, готовит кадры способные завтра осуществить модернизацию страны. А чтобы преподаватель курсов повышения квалификации мог в этом убеждать слушателей курсов быть такими, он сам должен быть в этом убежденным, владеть техникой и средствами убеждения, воздействием словом и делом на их сознание чувства и волю с целью помощи им не только понять новые требования и задачи, но и принять их как установки на изменение себя и своего стиля работы в современных условиях.
Статьи по теме:
Разработка рабочей программы дисциплины
Виды и объем учебной работы, график изучения учебной дисциплины «Психологическое здоровье в старшем подростковом возрасте» для специальности 031000 – Педагогика и психология по очной форме обучения Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Очная форма обучения 1. Виды и объем уч ...
Гендерная составляющая социальной политики в
современной России
Само понятие социальной политики непосредственно связано с понятием государства всеобщего благосостояния (социального государства). «Социально государство представляет собой такой тип общественного устройства, при котором государство гарантирует своим гражданам определенный уровень благосостояния». ...
Примеры реализации компетентностного подхода на
уроках информатики
Рассмотрим пример реализации компетентностного подхода на уроке информатики в 8 классе. Конспект урока информатики в 8 классе по теме "Условия поиска и простые логические выражения" Тип урока: урок ознакомления с новым материалом. Цель урока: Обучающие: формирование у учащихся понятий &qu ...