На первом этапе исследования была проведена диагностика, основной целью которой явилось изучение особенностей двигательной памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Полученные результаты по исследованию кратковременной двигательной памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи представлены в таблице 2.3.1.
Таблица 2.3.1 – Оценка уровня развития кратковременной двигательной памяти
Уровень развития двигательной памяти |
Всего | ||||
высокий |
средний |
низкий |
очень низкий | ||
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи |
1 |
4 |
4 |
1 |
10 |
Очень низкий уровень развития кратковременной двигательной памяти отмечается у 10% старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Низкий уровень характерен для 40%, средний уровень для 40%, высокий уровень для 10% старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Спустя 10 минут после первого предъявления, детей просили заново воспроизвести движения. Результаты изучения долговременной двигательной памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи представлены в таблице 2.3.2.
Таблица 2.3.2 – Оценка уровня развития долговременной двигательной памяти
Уровень развития двигательной памяти |
Всего | ||||
высокий |
средний |
низкий |
очень низкий | ||
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи |
0 |
4 |
4 |
2 |
10 |
Для 20% дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи характерен очень низкий уровень, для 40% - низкий, для 40% - средний уровни развития долговременной двигательной памяти.
При воспроизведении движений дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи часто пропускали и заменяли части предложенной комбинации движений, путались в их последовательности. Каждое последующее движение выполняли неуверенно. Воспроизведение сопровождалось паузами, во время которых дети припоминали последующее движение. Наблюдались повторения одного и того же элемента (хлопки в ладоши, хлопки по коленкам), синкенезии (повороты головы при сгибании рук в локтях, открывание рта). Отмечалась недостаточная координация движений. Движения выполнялись неловко, скованно, неточно.
После проведения развивающих занятий был проведен повторный диагностический срез. Результаты исследования кратковременной двигательной памяти представлены в таблице 2.3.3.
Таблица 2.3.3 - Оценка уровня развития кратковременной двигательной памяти после проведения развивающей программы
Уровень развития двигательной памяти |
Всего | ||||
высокий |
средний |
низкий |
очень низкий | ||
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи |
2 |
6 |
2 |
0 |
10 |
Статьи по теме:
Основные направления социально-педагогической коррекции девиантного
поведения подростков
Одним из самых деликатных направлений в педагогической науке и образовательной практике является область коррекционной педагогики. Сегодня организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития - одна из актуальнейши ...
Содержание опытно-экспериментального исследования
Эксперимент – центральный эмпирический метод научного исследования, получивший широкое распространение в педагогике и педагогической психологии. Для эксперимента характерно активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими ...
Формирование нравственных ценностей как основа нравственного
воспитания младших школьников
Интенсивное социальное развитие нашего общества повышает требования к формированию активной, созидающей, компетентной личности, которая может самостоятельно регулировать собственное поведение и деятельность, определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации. В Концепции Федераль ...