Организация географического пространства, или территории, — термин, все чаще используемый в географической литературе. Поэтому имеет смысл еще раз обсудить, как понимают его географы. Коль скоро география остается наукой о взаимодействии человека с внешней средой, последняя понимается как природная среда или совокупность природных ландшафтов. Но воздействие человека на природные ландшафты в конечном итоге приводит к формированию определенных типов районов, при оценке которых учитываются не только характеристики рельефа, почв и климата, но также форма и размеры самой территории; степень доступности таких районов оценивается в денежных и временных единицах. Отдельные люди и семейные кланы, сельские жители и горожане, целые нации склонны воспринимать свое природное окружение в виде некой сетки районов, где по мере их освоения возникают некие полюса притяжения в виде населенных пунктов, которые сами по себе уже создают основу для пространственной организации и, следовательно, пространственной дифференциации территорий.
Позвольте уточнить эту мысль. Фермер, осваивающий новые земли, скорее всего будет использовать их в соответствии с рыночной конъюнктурой в близлежащем городе, с имеющимися транспортными связями с этим городом и в соответствии с возможностями города переработать его продукцию в промышленные и полупромышленные товары. Характер использования земли также зависит, например, от удаленности того или иного поля от фермы. В городах в зависимости от функциональной специализации их территории выделяют деловой центр, промышленные и жилые районы и т. д.; имеет значение и характер транспортных коммуникаций.
Однако, несмотря на общность процессов, приводящих к территориальной организации общества, типы возникающих при этом районов весьма разнообразны. Они различаются в зависимости от уровня их экономического развития и от путей исторической эволюции данного общества. Это становится очевидным при рассмотрении многих культурных ландшафтов мира.
Организация территории вокруг промышленного центра или центра обслуживания приводит к выделению в ее пределах ряда районов, которые не только отличаются друг от друга по размеру, но могут и встраиваться один в другой по принципу соподчинения. Теоретически площадь каждого функционального района совпадает с зоной влияния каждого города, что в действительности приводит к подвижности и приблизительности его границ. На практике районы различают по сетке административного деления, по особенностям инфраструктуры (шоссейные и железные дороги, трубопроводы, канализационная сеть и т. д.) и потокам, которые перемещаются вдоль этой инфраструктуры. Так как эти характеристики района отражаются в ландшафте, возникает большое разнообразие типов районов.
Приведенные выше основные положения в целом отражают облик современной географии. Они, однако, не снимают многочисленных неопределенностей, часть которых следует упомянуть.
Во-первых, все труднее и труднее становится примирить двойственный характер географии как науки о Земле и как науки социальной. Большинство разделов современной науки имеют тенденцию к все большей специализации, и география не избежала этой участи. В последние 50 лет все усиливающееся расчленение и дробление этой отрасли знания стало ее отличительной чертой; к тому же многие географы, занимающиеся районированием, считают, что последовательное и детальное описание рельефа, климата, почв, сельского хозяйства, промышленности и средств сообщения достаточно для региональной характеристики той или иной области. Именно поэтому специализация более чем когда-либо вызывает необходимость в целостном подходе к изучению территориальной организации. Отсюда следует, что двойственный характер географии вызывает необходимость в более широкой и обстоятельной подготовке географов.
Статьи по теме:
Работа по физическому воспитанию в повседневной жизни
Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи программы по физическому воспитанию детей осуществляются в различных формах: подвижные игры, прогулки и экскурсии, индивидуальная работа с отдельными детьми и с небольшими группами, самостоятельные задания детей различными видами физических у ...
Образование как педагогический процесс
Отметим, что поскольку образование как предмет педагогики - это педагогический процесс, то словосочетания «образовательный процесс» и «педагогический процесс» будут синонимичными. В своем первом приближении к определению педагогический процесс - это движение от целей образования к его результатам п ...
Логика разрешения конфликтов в педагогическом коллективе
Логика разрешения конфликтов складывается из такой последовательности действий: предупреждение конфликта; управление конфликтом, если он уже возник; принятие оптимальных решений в конфликтной ситуации; разрешение конфликта. На этапе предупреждения конфликта важно выяснить, почему данный человек пос ...